Аргументы Недели → Общество № 40(332) от 18.10.2012

Просто возраст, а не срок

, 17:23

Давайте ответим, какие ассоциации возникают у нас при слове «пенсионер»? Таланты огородника и знатока сериалов? Или возможность жить, как душе хочется: отпустить в свободное плавание детей и внуков и получать от жизни удовольствие? Здесь нет противоречия! Каждому – своё, уверены организаторы Проекта «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста». Недаром же на Западе самыми счастливыми считают себя обладатели «золотого возраста». Переступив рубеж второй половины жизни, в России старшее поколение чувствует себя в некоем «вакууме». И случайный пример часто помогает эти «плюсы возраста» увидеть и оценить по-настоящему, найти новое душевное заполнение, начать строить планы и выполнять задуманное.

Барьер из стереотипов

На сегодняшний день около 60% людей старше 50 лет сталкиваются с возрастной дискриминацией при трудоустройстве. Работодатели ошибочно полагают, что соответствовать ритму современной жизни может только молодёжь. «Так считают только в России. Например, в Японии очень ценят накопленный опыт и приобретённые с годами знания в профессиональной сфере. Зрелого сотрудника на пике навыков и умений делают наставником», – рассказывает председатель оргкомитета Проекта «50 ПЛЮС» Мария Салуцкая.

«Бизнесмены часто совершают ошибку, не используя потенциал опытных подчинённых, – уверена Антонина Кузнецова, заместитель генерального директора ФГУП «Почта России». – На нашем предприятии существует практика, при которой за новыми сотрудниками закрепляют наставника, имеющего большой опыт работы, обладающего необходимыми знаниями и умениями. Он обучает их практическим навыкам, оказывает необходимую поддержку в процессе обучения, контролирует и оценивает их деятельность».

В западных странах, где принято обеспечивать достойную жизнь пожилым, существует и такое понятие, как «сеньор-маркетинг». «Сеньорами» там называют людей старшего поколения. На этот слой общества ориентируются маркетологи, производители. Для России это пока в новинку», – полагает Мария Салуцкая.

В нашей стране принято считать, что активным потребителем может быть только человек от 30 до 40 лет. Поэтому качественные и надёжные, продуманные товары категории «50+» – в большом дефиците. «А ведь зрелые люди хотят оставаться частью современного общества, в том числе и активными покупателями как можно дольше», – утверждает Мария Салуцкая. Показать привлекательность этой свободной рыночной ниши призвана конференция по сеньор-маркетингу, которая состоится 8 ноября. Это международное мероприятие будет проходить при поддержке Правительства Москвы и Торгово-промышленной палаты РФ.

«Идею проекта поддержали и государственные предприятия: «Почта России», «Мосгортранс» и частные компании, строительные организации, банки. Главное, что отличает и объединяет наших партнёров, – это неравнодушие к старшим и желание улучшить качество их жизни, – рассказывает Мария Салуцкая. – Конференция станет преддверием второго Международного Форума-выставки «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста», который пройдёт с 12 по 15 декабря 2012 года в ЦВК «Экспоцентр». Это знаковое событие поможет обобщить все предложения от крупнейших российских компаний, цель которых – сделать жизнь после 50 лет красочной и интересной».

 

Новые горизонты и возможности

Нынешние пятидесятилетние должны жить интереснее, динамичнее своих родителей. Старшая возрастная группа граждан сегодня забыта незаслуженно, и эти мероприятия откроют для потребителей и производителей новые горизонты во всех сферах: от недвижимости до здоровья.

«Лишь объединив усилия государства и бизнеса, мы можем сохранить активный экономический и нравственный баланс, формируя позитивный образ России как страны, в которой думают о старших, – утверждает Президент банка «Огни Москвы» Мария Росляк. – Нами был разработан «Социальный проект», охватывающий разные слои населения, в том числе и активную часть людей зрелого возраста». В рамках данного проекта они могут воспользоваться целым спектром услуг от вкладов до кредита на лечение или отдых. Ведь давно отмечено, что люди после пятидесяти продолжают активную жизнь, даже начинают изучать языки и обучаться компьютерным технологиям, многие активно занимаются спортом и своим здоровьем, путешествуют. «Именно, учтя потребность в получении своевременной финансовой помощи, наш Банк в рамках проекта предлагает льготное финансирование лечения, обучения либо путешествий».

Опыт же строительных компаний показывает, что сегодня и во второй половине жизни люди готовы вкладывать свои сбережения в недвижимость. Заместитель генерального директора ОАО «Садовые кварталы» Аркадий Воловник рассказывает, что при строительстве жилого комплекса в Хамовниках особое внимание уделяется этой группе населения. «Мы хотим, чтобы семьи, живущие в нашем комплексе, не теряли связь поколений, поэтому думаем об удобстве для всех. В центре квартала находится большой пруд, аллеи для прогулок, а шесть гектаров территории – это зелёные насаждения. Приватные дворы кварталов – для прогулок с дошкольниками, скамейки – для отдыха бабушек и дедушек, а для тех, кто более активно проводит время, – прогулки по бульварам, эспланаде и набережным: такое решение позволяет общаться нескольким поколениям большой семьи».

«Изучая потребительский спрос, мы уделяем особое внимание группе потребителей старшего возраста. Они во многом формируют наше представление об «идеальном доме» – не только красивом, но ещё удобном и безопасном, – подтверждает представитель Группы компаний ПИК Наталия Иванова. – Это как лакмусовая бумажка – понимание качества на совершенно ином уровне. При проектировании домов и окружающего пространства мы учитываем потребности наших клиентов зрелого возраста. Для обеспечения их комфорта мы расставляем большое количество скамеек и лавочек, делаем прогулочные дорожки и площадки для отдыха с детьми и внуками, устанавливаем пандусы и поручни, а также дополнительное освещение общественных зон». А также предоставляют ряд полезных услуг, таких как уборка квартир, полив цветов, мытьё окон. «Простые домашние хлопоты, с которыми человек легко справляется в 30 лет, в 60 могут стать сложной задачей. И мы считаем, что нужно более внимательно относиться к людям почтенного возраста».

Это мнение разделяют и представители ГУП «Мосгортранс», поддержавшего акцию Проекта «Я всегда уступаю место старшим». Лица рекламы – это простые горожане, рассказывающие, почему они встают, когда в транспорт входит пожилой человек. «Если наши социальные плакаты, размещённые на остановках наземного транспорта в столице, помогут достучаться даже до немногих, – можно считать, что миссия выполнена».

«И если каждая российская компания и каждый человек решат сделать хотя бы маленький шаг навстречу людям зрелого возраста, думаю, наша жизнь изменится», – заключает Мария Салуцкая.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram