Самое непопулярное направление у отечественных аграриев – мясное животноводство. Корова не крольчиха, теленка носит, как человек, 9 месяцев. Но нельзя же бесконечно зависеть от аргентинских и австралийских скотоводов – стране необходимо иметь говядину собственного производства. И вот что получилось у предпринимателей-горожан, решивших два с половиной года назад вложиться в этот бизнес.
Стратегический продукт
Все-таки есть своя прелесть в российской глубинке. Особенно ранним, чуть дождливым утром, когда городок еще не до конца отошел ото сна и только-только начинает пробуждаться. Именно в такой дреме и предстал древний Галич. А первым встречным оказался не по времени бодрый Дмитрий Глухов, один из руководителей проекта «Русский галловей»:
– Идея создания малозатратного производства выращивания крупного рогатого скота в Костромской области родилась в умах наших знакомых – австрийских бизнесменов. Нам тогда казалось, что производство высококачественной говядины – дело перспективное. Это сейчас, набив шишки, понимаем, что производство говядины в промышленном объеме, без поддержки государства, дело почти безнадежное. В таких долгосрочных проектах риски крайне высоки – это очень затратный бизнес. Он окупится лет через 10, и то с учетом постоянного довложения средств в течение всего срока окупаемости. Да, у нас в стране уже научились делать бизнес на цыплятах и свинине, но это короткие деньги. И дотации, идущие в сельское хозяйство, направлены в первую очередь на эти быстроокупаемые проекты. И все как-то забывают, что говядина – продукт стратегический.
Сегодня хозяйство помимо выращивания бычков вынуждено заниматься и кормовой базой. Кстати, на 1 голову нужно 2 га пастбищ. Да еще на зиму заготовить около 6 тыс. тонн, а в области нет компании, которая могла бы обеспечить такое количество кормов. На одну корову или быка требуется 5 тонн сена и еще 360 кг фуражного зерна. И соль на пастбища привезти – здесь травы пресные, на стадо в год необходимо 12 тонн. Мечтали, конечно, об узкой специализации, как в Европе: поднял трубку телефона, заказал – и никаких проблем.
Морозоустойчивые гиганты
На уезженной «Ниве», по слегка заасфальтированным, а иногда и мощенным булыжником деревенским дорогам, вместе с исполнительным директором Юрием Федорченко отправляюсь на пастбище поглядеть на диковинных быков с заграничными корнями и мраморной сердцевиной.
Справка «АН»
Город Галич расположен на берегу озера в 121 км от Костромы. Согласно официальной версии, он был основан в 1159 г. Юрием Долгоруким. По одному из преданий, на дне Галичского озера спрятаны несметные сокровища князя Дмитрия Шемяки.
Федорченко в отличие от Глухова в недалеком прошлом зоотехник. Он с любовью рассказывает о своих питомцах. Как переживали первую морозную зиму, как волновались за волосатых чудищ – не замерзли бы. Даже ночевал с ними в 30‑градусный мороз в поле. Но, что удивительно, бычки хорошо приняли суровый российский климат и чувствовали себя на снегу вполне комфортно. Даже первый отел при такой-то погоде прошел хорошо:
– Главное, чтобы не в сырости, чтобы соломка была. Тогда все нормально будет. А порода очень миролюбивая, особенно зимой, когда их кормишь, могут разрешить себя погладить. А с 15 мая все здоровое поголовье выгоняется на пастбища, и только в середине ноября загоняем на зимнее содержание. Но для этих животных не надо сооружать дорогостоящие капитальные помещения, они живут по-спартански, в самый лютый мороз на открытом воздухе, под легкими навесами.
Вблизи черные галловеи напоминают бизонов из старых американских фильмов про ковбоев. Они хотя и совсем дикие, но ведут себя не агрессивно. Стоит подойти поближе, как черная 600-килограммовая безрогая туша быстро поднимается с травы и старается отойти в сторону. Не приучены они к близкому общению с «хомо сапиенс», особенно с заезжими корреспондентами.
Для получения почти чистокровных галловеев (на 80%) нужно, чтобы прошло 7–8 лет, рассказывает Юрий Федорченко:
– Мы коров костромской породы еще на первом году скрестили с бычками галловейской, и уже в мае прошлого года получили первых телят. Для постепенной селекции используется поместное стадо костромских и ярославских пород. Чтобы получить настоящих шотландцев, должно пройти семь отелов. Сейчас первое поколение, в нем пока только 25% галловейской крови.
В хозяйстве 1500 голов. Из них маточное стадо – 1000. Быков (основных производителей) – 48 штук. Юрий считает, что порода наиболее приспособлена к нашим природным условиям. Самая некапризная. Да и по мясному выходу у нее 65–68% с одной головы. На каждом пастбище обязательно есть естественный водоем, чтобы не возить воду. Все выгулы огорожены электропастухом. При потреблении в 40 ватт этот «электрозабор» может иметь длину до 150 километров. Выгодная штука привезена из Австрии – там знают толк в экономии.
Телочка по 200 рублей за килограмм
По мнению Дмитрия Глухова, понятие «мраморная» говядина подходит больше для ресторанов:
– Я считаю, что мы выращиваем просто хорошую, качественную говядину. Ведь настоящее мраморное мясо – японское понятие. У них есть специальная порода – вейгу. А в остальных странах для получения мраморного мяса держат две основные породы: шотландский галловей и ангус абердин. В России же почти отсутствует культура потребления мяса – вся говядина, которую мы ели, была выбраковкой из молочного стада. А сейчас мы говорим о создании мясного кластера, мясного животноводства, которое дает не просто мясо, а хороший, качественный продукт.
– Если все пойдет по плану, – подхватывает Юрий Федорченко,– то уже осенью сдадим до 300 голов бычков-полукровок, по 350 кг весом, уже с мраморным мясом. Обидно, но сдаем на местный мясокомбинат, где закупочная цена в живом весе – 65 рублей за кг, наравне с остальными. А мясо у нас на порядок лучше. По расчетам, эту телятину должны бы принимать рублей по 80…
Справка «АН»
Галловейская порода КРС – одна из старейших специализированных мясных пород, хорошо приспособленная к пастбищному содержанию на скудных полях. Длинная жесткая шерсть животных с тонким пушистым подшерстком защищает их от холода. Они круглый год находятся вне помещений. Выведена данная порода в Шотландии, в графстве Galloway. Скот комолый (безрогий), преимущественно черной масти. Масса быков – 600–700 кг, коров – 400–450 кг. Убойный выход мяса – 65–70%, относится к разновидности мраморного мяса, «травяного откорма и хороших вкусовых качеств».
В перспективе «скотоводы» хотят найти и другие рынки сбыта, не ограничиваться границами Костромской области. В планах следующего года строительство собственного убойного цеха с морозильными камерами и цехами по разделке. Будут доводить мясо до нужной кондиции и, как в супермаркетах, продавать «охлажденку» в упаковке под своей маркой. А через три года хозяйство рассчитывает стать племенным. Чтобы не только на мясо бычков сдавать, но и телочек галловейской породы на «разведение» продавать – за одну телку можно выручить по 150–200 рублей за килограмм.
А москвич Глухов в костромской глубинке уже смотрится вполне органично:
– Я не разочаровался в этом бизнесе и не собираюсь его бросать!
Мясной конвейер «Русского галловея» запущен, новое предприятие, когда выйдет на запланированные объемы за год, будет производить до 1000 тонн деликатесной продукции, а это больше, чем весь годовой импорт мраморной говядины в Россию. Костромской области проект сулит стать лидером по производству недорогой говядины высшего качества. То есть элитного мяса, которое из-за его нежного вкуса называют «мраморным» и подают в лучших ресторанах мира.