Аргументы Недели → Общество № 13(203) от 08.04.2010

Космический волк

, 16:58

12 апреля - Всемирный День авиации и космонавтики. И еще день национальной гордости. Мы в космосе навечно первые. А празднует это событие весь мир - остальные памятные даты имеют или общечеловеческий характер, или носят гриф «Для внутреннего пользования». Наш корреспондент Владимир Леонов встретился с летчиком-космонавтом Игорем Петровичем ВОЛКОМ, первым и единственным командиром советского многоразового космического корабля «Буран».  12 апреля - у него день рождения.

На орбиту «по дурости»

 - Слышал от вас фразу: «Я попал в отряд космонавтов по дурости». Что-то связанное с посадками с выключенными двигателями?

- Испытывал на боевом самолете систему огибания рельефа местности. На аэродроме погода неважная, а в «зоне» прекрасная. Я засек, на каком удалении от аэродрома кончались облака. Когда закончил программу, оказалось, что ветер увел меня на 70 км в сторону от аэродрома. Набираю высоту и понимаю: топлива до дома точно не хватит. По пути полигон, где можно катапультироваться, но я принял решение садиться. Сел без двигателя, получил за это, как положено, вливание от руководства. А сам себе сказал: «Игорь, если ты на таком самолете, как Су-9 (этот сверхзвуковой перехватчик со стороны похож на трубу с крошечными треугольными крылышками), при такой погоде, не готовясь, сумел этот полет благополучно завершить, значит, посадки без двигателя надо делать регулярно».

Меня, конечно, на этом поймали. Привлекли, разобрали по партийной линии: «Как так, летчик-испытатель, коммунист - и обманщик. Не положено это делать в облачную погоду! Только в ясную, с соответствующим полетным заданием».

Тогда из вредности я стал заканчивать каждый полет имитацией посадки с выключенным двигателем. На любом типе самолета и в любую погоду.

Про то, что будет «Буран», я тогда не знал. А когда потребовался пилот на «Буран», хотели назначить другого летчика. Но тот, в свою очередь, рекомендовал меня - «Он без двигателя что угодно сажает, ему и карты в руки». Так я попал на «Буран». У него, как и у «шаттла», двигателей для спуска в атмосфере не было.

- Сейчас становится известно все больше фактов, что вокруг программы «Энергия-Буран» бушевали серьезные баталии, скрытые от посторонних глаз за стенами министерских кабинетов. Можете что-нибудь припомнить?

- Как у нас в Чечне воевали? МВД, ФСБ, Минобороны - каждый делал свое дело, но, как правило, все дела их были «центробежными», каждый тянул одеяло на себя. И здесь точно так же: у руководства программой стояли два ведомства - Министерство общего машиностроения (ракетчики) и Министерство авиационной промышленности («Буран» в некотором роде самолет). Естественно, авиационщики во многом не соглашались с ракетчиками, и наоборот. Простой пример: генеральный конструктор Валентин Глушко через Политбюро нам стал навязывать в полет на «Буране» гражданского инженера из НПО «Энергия».

Я члена Политбюро Николая Слюнькова спрашиваю:

- Что инженер будет делать в испытательном полете?

Ну, отвечает, - «будет считывать показания приборов»!

- А делать-то что будет? - опять спрашиваю я.

Тогда Глушко говорит:

- Система автоматической посадки будет отработана «до звона»!

Ну-ну, я столько лет в авиации и научное понятие «до звона» не знаю.

И я вспылил:

- В этом случае в командирском кресле я вам не нужен. Сажайте в «Буран» двух дважды Героев. Но если что-то случится, то «звон» будет стоять на весь мир!

- Однако «Буран» успешно слетал в космос в беспилотном варианте. Автоматика что, оказалась надежнее и точнее человека?

- Конечно, нет. Мы долго мучались над созданием такой резервной системы управления, которая бы потребовала небольшие по сегодняшним меркам объемы памяти. Быстродействием вычислительная техника тогда тоже не блистала.

Главные сложности «Бурана» таились на атмосферном, финальном, участке полета. И тут пригодился мой опыт «безмоторных» посадок. Я вывел алгоритм, который перевели в программно-математическое обеспечение, предложил и нарисовал прибор. И на стенде у конструктора «Бурана» Глеба Лозино-Лозинского прибор начали обкатывать. С ним я сделал 20 полетов в заданную точку в полном тумане. Так что проблема полностью автоматической посадки тогда была решена.

Однажды мне представилась попытка переломить «беспилотную» ситуацию. 7 ноября в Кремле меня вдруг представляют Горбачеву. Идет он, с ним все 11 силовых министров: «Разрешите представить, ведущий летчик по «Бурану»!

Недолго думая, говорю:

- Меня не устраивает решение, принятое научно-техническим советом военно-промышленной комиссии.

Какая тут тишина образовалась! Горбачев пообещал позже вернуться к этому вопросу. Итог сейчас известен всем - «Буран» совершил полет на орбиту без экипажа.

Программы ради денег

- Есть ли у России внятная программа исследований космоса? Такая, где расписаны по пунктам цели, средства и сроки? Где, наконец, космический ракетный комплекс «Ангара»? Тендер был объявлен в далеком 1994 году, первый полет обещали в 1998-м. Сейчас говорят - «Ангара» полетит в 2012-м.

- Хотелось бы ошибиться, но никакой стратегии развития космической отрасли я не знаю. Ту же ракету-носитель «Ангара» должна была делать другая фирма, а не ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Просто «менеджерам» нужно получить «бюджетную денежку» и решать какие-то свои задачи. Из года в год выделяются все новые и новые средства. И всех это устраивает. Другой причины «неполетов» «Ангары» я не вижу. Если бы этим занимались те фирмы, с которых «Ангара» начиналась, то она давно бы летала.

- Что у нас с будущим пилотируемых полетов? Складывается ощущение, что Россия и ее сверхнадежные «Союзы» превращаются в извозчиков. Свозить на МКС, поднять на орбиту спутник связи. А вдруг остальные участники космической гонки просто взяли тайм-аут и в это время готовят принципиально новые средства доставки человека в космос? А Россию, как станет не нужна, - за борт?

- Ничего нового с 60-х годов прошлого века в государстве пока не создали. Кроме «Бурана», пожалуй. Но и «Буран» фактически проваленная программа. Ее ценность в одном - обновление технической и технологической баз огромного количества предприятий. Ракету-носитель «Энергия» сделали, а зачем? Грузоподъемность 100 тонн! Что, спрашивается, на ней возить в космос?

В программы, которые сегодня запущены или запускаются, я не верю. Они не доходят до реального дела. А в то, что деньги на них выделят, напротив, верю охотно. На предприятия приходят менеджеры-финансисты и изгоняют ту силу, на чьих плечах все держалось. Смотрите, еще недавно перспективной системой был многоразовый корабль «Клипер», по схеме похожий на «Буран». Сейчас корпорация «Энергия» готовит проект частично многоразового космического корабля «Русь». Но кто будет конструировать и строить?

Беспилотное будущее

- Что происходит с подготовкой молодых пилотов для ВВС России? Говорят, в единственное оставшееся в стране летное училище приняты всего 28 курсантов. Откуда космонавтике черпать свежую кровь?

- Вспомните фильм «Солдат Иван Бровкин» - тогда честью было попасть в армию. На тех, кто не служил, смотрели и думали: «Или больной, или недочеловек». А сегодня офицеры стесняются ходить в форме. Я удивляюсь, что 28 смельчаков нашли в себе силы стать военными летчиками. Я ими горжусь, готов приехать и каждому пожать руку за проявленное мужество. Сократили училища, открытые еще до Октябрьской революции, те, где ковалась слава нашей Родины. И именно эти бренды убрали. Это политика. Сейчас все набросились на Сердюкова, но это же было и до него.

- Может быть, руководство страны с подачи неких «экспертов» делает ставку на беспилотные авиацию и космонавтику?

- А что, идея не так уж плоха. Но какая будет цена? Американцы сделали беспилотники, готовые вести бои в городских кварталах, вести разведку и наносить удары. Во времена, когда начальником вооружений Минобороны был генерал-полковник Анатолий Ситнов, у нас были предложения по созданию подобных систем. Он пытался включить их в гособоронзаказ, но, к сожалению, Ситнова, как и многих других умных людей, отстранили от работы.

Соль в другом: если возить людей, пассажиров, то для этого нужно доказать надежность таких систем на куда более высоком уровне. Например, на миллион посадок возможна только 1 катастрофа - каждая система делается под определенный уровень безотказности. Абсолютно безотказных конструкций не бывает. Как это происходит за рубежом? Система запускается на стендах и должна отработать, к примеру, миллион часов или посадок. Если происходит поломка или возникает ошибка в программном обеспечении, все убирается и разбирается, весь процесс начинается заново. 99% отработали, остался один процент - опять сломалось что-то. И все надо начинать с нуля. Так до тех пор, пока система не пройдет весь цикл. Иначе на сертификаты и допуск к эксплуатации можно не рассчитывать. А это стоит огромных денег.

Почему американцы «шаттл» в автоматическом режиме не сажают? Цена человеческой жизни у них очень велика. Когда посчитали, во что обойдется по-настоящему надежная система автоматической посадки «шаттла» в беспилотном варианте с астронавтами на борту, они прослезились и отказались. Для страховки пилотов построили резервные посадочные полосы по всей трассе пролета корабля - на всякий случай.

Поэтому тот, кто считает, что от пилотов легко отказаться, переложив их обязанности на автоматику, либо профан, либо играет в «менеджерские игры» по выкачиванию бюджетных средств.

Любимая цитата, которой Игорь Петрович подводит черту под сегодняшними реалиями, из Высоцкого: «Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram