Аргументы Недели → Общество № 49(187) от 10.12.2009

Шутки шутить – в гармонии жить!

, 13:44

Смех и шутки - неотъемлемая часть культуры каждого народа. У русских много анекдотов про чукчей, которые потешно, нелогично ведут себя. А на Чукотке вам с удовольствием расскажут забавные истории про геолога - это собирательный образ европейца - человека, который приехал на Север и думает, что лучше знает, как и чего тут делается. В нашей многонациональной стране важно уметь понимать друг друга, не обижаться на шутки представителя другой национальности. Над чем в России принято смеяться, «Национальному акценту» рассказал Игорь МОРОЗОВ - ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

- У этносов, живущих рядом, было принято смеяться друг над другом?

- Да, на праздниках раньше это хорошо было заметно по тому, во что облачались ряженые. Не только в забавные одежды, наряды другого пола, но и в костюмы других национальностей. У русских, например, рядились в цыган, у мордвы и удмуртов - в черемисов (до 1918 года название марийцев. - Прим. ред.), у литовцев и украинцев - часто в евреев или поляков. Та же черемисенка в ряженьи удмуртов, с яркими деталями одежды, казалась им странно, даже смешно одетой. Но здесь мы говорим о добрых шутках. Ведь смех имеет разное значение. Есть добрый, а есть злой.

- На Камчатке рядом живут эвены, которые очень сдержанны в эмоциях, и коряки, которые постоянно шутят. Даже Кутх - бог, который их создал, - является у коряков предметом для шуток. Эти народы уже не одно столетие живут вместе и настолько по-разному относятся к смеху. Почему?

- По этому поводу существует много точек зрения. Возможно, это связано с некоторыми психофизиологическими характеристиками, с темпераментом. У некоторых народов в определенные эпохи смех приобрел особые функции. Например, социальные. О чем говорят нам исследования поведения современных школьников? Больше всего смеются те, кто пользуется авторитетом.

- Тот, кто смеется больше, в жизни бывает более успешным?

- Это, конечно, не научное утверждение, но мы ведь знаем, что американцы очень любят хохотать. Улыбающийся до ушей человек - символ Америки.

- Давайте вернемся в Россию. Над чем принято смеяться, например, у кавказцев?

- У всех народов шутить было принято во время праздников. У адыгских народов существовали смешные диалоги, на которые собиралось иногда все селение. Это своеобразные ритуальные смеховые поединки, они известны у многих народов.

- Фактически интеллектуальное сражение?

- Да. Это игра. Цель ее участников - не только рассмешить окружающих, но и победить своего соперника смехом. Смех тут выступает как оружие. Аналогичные поединки есть и у других народов. У русских это частушечный перепев. Весной девушки из разных деревень выходили на горушки и по очереди пели. В песнях перечисляли свои достоинства и недостатки девушек из соседних селений. Такие же соперничающие партии составляли иногда и парни. Перед драками задирали друг друга частушками.

- Напоминает обмен речевками у футбольных фанатов разных команд. Таким образом они показывают свою готовность к агрессивным действиям.

- Но есть теория, что изначально смех все-таки был средством выплеснуть радостные эмоции. Агрессия привнесена культурой позже. В архаических обрядах мы с этой исконной функцией сталкиваемся. Например, у русских, мордвы в обрядах, связанных с земледельческими весенними праздниками. Тут же можно привести в качестве примера Троицкий обряд «шута хоронить», во время которого над шутом все смеются, а потом разрывают его на куски и разбрасывают по полю. Считалось, что это должно способствовать хорошему урожаю. Иногда смех в архаических проявлениях древних сопутствовал смерти. И это одна из самых загадочных особенностей смеха.

- Некоторые народы смеялись над смертью?

- Да, например, еще в начале XX века у марийцев, удмуртов принято было веселиться у гроба с покойным. Выдающийся фольклорист Владимир Яковлевич Пропп называл такой смех обережным. Веселье должно было отогнать смерть от живых и уничтожить зло. У народов Крайнего Севера сохранились различные формы обрядового смеха. У якутов еще в начале XX века было принято, когда убиваешь зверя, обязательно смеяться. Когда в самострел попадал сохатый, на него вскакивали, плясали, сидели на нем и хохотали. Шаман во время обряда частенько пытается вызвать смех, стремится развеселить духов, которые ему сопутствуют, чтобы они лучше помогали. Все участники такого действа перед камланием шутят. Чем больше будет смеха, тем удачнее будет камлание. Это добрый, продуктивный смех.

- Люди давно говорят, что смех жизнь продлевает и от болезней лечит, а ученые им не возражают. Получается, что наши предки давно это знали и использовали?

- Не только. Смех - эффективный способ борьбы с социальными недугами. Мы знаем, что наши государи вплоть до Екатерины Великой обязательно имели при себе шутов, которые всегда могли сказать правду. Кстати, одна из особенностей всей смеховой культуры и вообще всего, что связано со смехом, - способность изобличать ложь. Юродивый даже перед лицом царя не очень-то стеснялся и говорил то, что думает.

- А еще говорят - обезоружить смехом.

- Это очень эффективный способ изобличения порока. Поэтому для юродивых все-таки остается некая ниша в христианской культуре, несмотря на то что смех официально табуирован.

- В нынешней культуре смех тесно связан с застольем и возлияниями. Мы разучились веселиться без внешних стимуляторов, или это тоже такой ритуал? Раньше ведь многие народы России вообще не употребляли спиртного. Мы что-то потеряли, или в этом есть какие-то корни?

- Пожалуй, застолье - единственный осколок естественной праздничной жизни, не той официальной, которую навязывают извне, а той, которая идет от души. Поэтому оно сосредоточило в себе все знаки веселья, которые свойственны празднику. Это единственный островок, который остался у нас от дионисийской стихии, которая была характерна для архаических праздников. И это было у всех народов. Возможно, методы стимуляции были другими. Хотя у греков - это вино, у кавказцев - буза, у тюркских народов - кумыс. У русских издавна пиво или медовуха. И веселиться нужно не только для того, чтобы поднялось настроение, но и для того, чтобы все было хорошо.

- Это такой способ гармонизации пространства?

- Именно. Веселье увеличивает плодородие, дарует порядок в окружающем мире, имеет примиряющие функции. С помощью него всегда легче соединить враждующие стороны. Это основа, на которой могут сойтись совершенно непримиримые противники.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram