По случаю открытия взлётно-посадочной полосы губернатор Волгоградской области заявил, что наш город становится транспортно-логистическим центром федерального значения. Однако достаточно ли новой взлётки для столь громкого статуса? Существует ли у Волгограда потенциал для превращения в такой центр и как обстоят дела с транспортом и логистикой сегодня?
География нам в помощь
Волгоградское экспертное сообщество встретило слова губернатора привычным скепсисом: мол, социально-экономическое состояние региона слишком неудовлетворительно, чтобы заявлять о федеральном значении города в области транспорта и логистики. Но не всё так просто: по большому счёту, нынешний уровень развития экономики не так уж и важен. Наоборот, появился шанс, что он «подтянется» сам, если Волгоград всё-таки превратится в транспортно-логистический центр (ТЛЦ).
А что важно? В первую очередь, географическое положение, и тут у Волгограда всё в порядке: к западу – Европа, к северу – вся европейская часть России, к северо-востоку – вся неевропейская, на востоке – бескрайняя Азия. Опускаем глаза вниз: экономически активный юг страны, Закавказье и Ближний Восток. И мы находимся строго на перекрестье этих направлений. Конечно, многое зависит от интенсивности торговых связей, но они неизбежно будут интенсифицироваться, учитывая общий тренд к развитию международной торговли. Например, Китай собирается прокладывать Новый Шёлковый путь в Европу, а оптимальный маршрут проходит через нас. Или Иран: с него сняты санкции, он наращивает торговлю, но путь в Европу через Средиземное море отрезан сирийской войной. А ведь можно двинуться по Каспию через Волго-Донской канал и Чёрное море.
Так что география и международная экономическая конъюнктура на нашей стороне. Что же мешает?
Не проезжайте мимо!
Разумеется, неразвитость существующей транспортной инфраструктуры: серьёзно нарастить транзитные возможности мы пока не можем. Это требует гигантских инвестиций, и государственных, и частных, а с ними пока проблема. Например, пользоваться трассой «Дон» для сообщения Юга с Москвой сейчас легче, чем нашими трассами, ведь их качество несравнимо. Нет, фуры ездят и через Волгоград, особенно из восточного Кавказа, но что это даёт городу, кроме пробок, загазованности и разбитых дорог?
Чтобы начать получать выгоду от транзита, действовать нужно одновременно по нескольким направлениям. Прежде всего, строительством новых дорог увеличивать пропускные способности нашей транспортной системы, пытаясь отвести поток из города за его пределы. Здесь подвижки происходят крайне медленно: Третью Продольную так и не продлили на юг, рокадную дорогу не построили, а все дотации из Москвы уходят на бесконечное латание существующих дорог, а не на строительство новых. Черепашья скорость возведения моста через Волгу, тоннеля на Тулака, а теперь – нового моста через Ахтубу, тоже оптимизма не вызывает. И ведь частных денег здесь не будет, а государство нынче считает каждую копейку, ибо кризис.
А вот где на частные инвестиции рассчитывать можно, так это на объекты логистики – это второе важное направление, которое должно помочь нам монетизировать транзит. Частные логистические центры позволяют хранить и обрабатывать грузы, помогают с таможенным оформлением, оказывают информационно-консультативные услуги. В хорошем ТЛЦ можно даже подремонтировать технику. И такие центры в Волгограде активно открываются, их уже насчитывается пара десятков. Например, центр класса «А» в посёлке Гумрак недавно открыла одна крупная российская компания, специализирующаяся на подобных объектах. Значит, видит в нашем регионе перспективу? Подчеркнём, что создание таких центров – это не только налоги в бюджет и рабочие места, это ещё и помощь нашим предпринимателям, которые получают возможность рационально наладить свои торговые связи.
Завязать узел
Кстати, почему этот логистический центр построен именно в Гумраке? Тут нужно вспомнить то, с чего начали – рядом находится аэропорт, модернизация которого идёт полным ходом. Но губернатор всё-таки выдал желаемое за действительное: кроме взлётно-посадочной полосы нужны ещё новые терминалы, а также железнодорожное сообщение с Волгоградом. Ветку аэроэкспресса в центр города нам обещают к чемпионату мира по футболу.
В целом же из аэропорта планируют сделать мультимодальный ТЛЦ, что означает связывание авиационных, железнодорожных и автомобильных путей в единый транспортный узел. Кстати, ещё пять лет назад власти рассматривали проекты реинкарнации автовокзала, подразумевающие глубокую реконструкцию огромного куска территории, прилегающей к железной дороге. Но, как часто бывает, что-то пошло не так, и в месте, где должен был появиться новый автовокзал, ныне высятся жилые дома. Теперь собираются осуществить подобный проект у аэропорта, что, в общем-то, логично.
Почему реализация проекта строительства нового автовокзала как части транспортно-логистического центра очень важна? Волгоград должен стать удобным пунктом транзита не только грузов, но и людей. Не хотите к нам? Давайте через нас! Но пока только поезда на юг мчатся через Волгоград в пристойном количестве. Авианаправлений же крайне мало, а автовокзал находится в таком позорном состоянии, что мы и сами туда идём неохотно, звать же гостей воспользоваться его услугами как-то даже неудобно. Вся надежда на пресловутый 2018 год.
Непроходимый сосуд
Ещё одно недоразвитое направление – водное. Правда, кризис речного сообщения, как и межрегионального авиационного, проблема общероссийская. Судостроительные заводы и ремонтные верфи разгромлены (не верите – съездите в Сарепту), и по российским рекам плавают старые ржавые посудины, которых остаётся всё меньше. Баржи худо-бедно возят свои грузы, но встретить нынче в волгоградском речпорту красавец-теплоход с весёлыми круизёрами – задача не из тривиальных. Да и можно ли назвать речпортом место швартовки прогулочных корабликов? Волга, конечно, мощная водная артерия, но со всеми признаками тяжёлого тромбоза.
Впрочем, один регион с задачей развития пассажирского сообщения по воде не справится в принципе, нужны усилия государства, а их нет. Мы же можем пока сосредоточиться на грузоперевозках и даже создать ещё один мультимодальный ТЛЦ, только с «водой» вместо «воздуха». И такие планы есть, в частности, прорабатывается проект создания такого центра в самом оптимальном месте из возможных – на берегу Цимлянского водохранилища. Но тут и на 2018 год рассчитывать не стоит.
Итак, в сухом остатке у нас весьма приличный природно-географический потенциал для превращения Волгограда в транспортно-логистический центр федерального значения. Но существующий уровень развития инфраструктуры и требуемый объём инвестиций не позволяют рассчитывать на скорую реализацию этого потенциала. Слава богу уже то, что мы пользуемся желанием государства провести Чемпионат мира на достойном уровне. Денежные потоки из Москвы позволяют нам сделать существенные шаги к занятию Волгоградом этой важнейшей экономической ниши.
Константин СМОЛИЙ