Аргументы Недели → Общество

Минприроды: Монголии не дадут погубить Байкал

, 17:53

Директор департамента госполитики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии Минприроды России Дмитрий Кириллов рассказал «Аргументам недели» о том, как проходит обеспечение водой Крымского полуострова, и какими усилиями приходится отстаивать Байкал. Он также пояснил, почему закон не всегда работает, когда дело касается незаконных застроек у реки.

- Экологи бьют тревогу: Байкал, гордость и один из символов страны, катастрофически мелеет. Это естественный процесс? Или все же есть вина человека, а именно неграмотных специалистов?

- В основном причины маловодья, которые мы наблюдаем последние два года, природного характера. Выпадало аномально низкое количество осадков. В итоге пришли к тому, что действительно уровень воды в озере достиг предельно допустимой отметки. Но в истории уже были такие случаи! И 30, и 40 лет назад. Это не редкость.

В любом случае нельзя сидеть сложа руки. Уже с прошлого года до минимума сокращены расходы воды через иркутскую ГЭС. Стараемся максимально эффективно использовать ресурсы Байкала. Конечно, можно было бы совсем оставить озеро в покое, как многие просят. Но не забывайте, что есть задача водоснабжения населенных пунктов и промышленных предприятий, расположенных на Ангаре – единственной реке, вытекающей из Байкала. Приходится жертвовать экологией – не оставим же 20 тысяч человек без воды и в зимний период без тепла.

Могу вас успокоить, что хозяйственная же деятельность, вырубка деревьев напрямую не оказывает никакого влияния. Байкал и близлежащие территории – зона особого внимания, где запрещены вырубки леса, разработка полезных месторождений. Ситуация с уровнем Байкала – естественный маловодный период. Хотя, безусловно, туристическая деятельность развивается, и это оказывает определенное воздействие.

- Местные общественники жалуются на высокий уровень загрязнения Байкала. Туристы уж так мусорят или кто, но что-то предпринимать так или иначе необходимо.

- Путешественников, желающих насладиться красотами Байкала, все больше и больше. Кстати, это не только россияне, но и иностранцы. Понятно, что нужна инфраструктура, которая обеспечит сбор, утилизацию и переработку отходов. В первую очередь твердых коммунальных отходов. Это запланировано. Сейчас строим очистные сооружения, в том числе вокруг населенных пунктов, прилегающих к озеру. Непосредственное обеспечение чистоты на береговых территориях – это зона ответственности местных властей, но вместе с тем, Минприроды России приглашает всех желающих принимать участие в общественных уборках берегов от мусора. Именно поэтому мы выступаем организатором акции по очистке берегов водоемов «Вода России», к которой этим летом присоединился 81 регион и порядка полумиллиона участников.

- На какой стадии сейчас переговоры с монголами, решившими построить ГЭС на крупнейшем притоке Байкала?

- Вопрос обсуждается уже давно. Если монгольский проект будет реализован, состояние озера существенно ухудшится. Как для нас, так и для всего мира, Байкал – уникальное место, о котором нужно заботиться. Исходя из приоритета охраны озера и сохранения его как объекта природного наследия, нам необходимы гарантии, связанные с экологической оценкой намечаемой хозяйственной деятельности. Мы обратили внимание Всемирного банка и Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО на то, как важно провести тщательные экспертизы. Всемирный банк уже заверил нас, что без всестороннего изучения экологических последствий ни о каком финансировании не может быть и речи. В ЮНЕСКО ситуация тоже рассмотрена. Монгольской стороне даны рекомендации по привлечению специалистов к анализу воздействия намечаемой деятельности. Думаю, что на сегодняшний день Монголия понимает серьезность нашей озабоченности. Без учета интересов российской стороны любая реализация этих проектов вряд ли возможна.

- Кстати, в Бурятии недавно предлагали продавать китайцам воду из Байкала. Как вам такой бизнес-план?

- Если имеется в виду продажа питьевой бутилированной воды, то пожалуйста. В рамках действующих запасов. Но ни о каких серьезных перебросках воды на территорию Китая речи не идет.

- В Ленинградской, Тверской области и в некоторых других регионах местные жители и отдыхающие жалуются, что к воде не подойти – вся территория у реки застроена частными коттеджами, ресторанами. Как с этим бороться? Или смириться и довольствоваться узким проходом к воде?

- В 2014 году мы приняли законодательный акт, ужесточающий административную ответственность за ограничение доступа к водным объектам и береговой полосе. Предусмотрены и штрафы, которые можно назвать драконовскими, и приостановление деятельности. Так что, с точки зрения законодательства сделано немало. Однако надо понимать, что все это находится в зоне ответственности местного самоуправления. В градостроительных документах должны отражаться зона общего пользования, нюансы разрешения строительства. От этого и зависит доступ наших граждан к водным объектам.

Сносить уже построенные объекты недвижимости – это целая история. И дело даже не в том, что они принадлежат каким-то олигархам. Нужно выстраивать диалог местной власти и населения. Жалобы, конечно, нами рассматриваются, мы стараемся реагировать, но на месте они не принимаются просто так. Данные вопросы находятся исключительно в компетенции мэра и главы района - подлежат публичному обсуждению, принимаются на сходах граждан. Поэтому местным жителям нужно принимать активное участие, чтобы потом не стало сюрпризом, что муниципальный пляж, например, перестал функционировать.

- А как можно справиться с тем, что люди строят свои дома там, где территория часто затопляется, и не соглашаются переезжать, несмотря на предупреждения?

- После разрушительного паводка на Дальнем Востоке нами был разработан проект Постановления Правительства РФ об ограничении строительства в опасных зонах с точки зрения затоплений. Постановление утверждает значительные ограничения для хозяйственного использования паводкоопасных территорий. Кроме того, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах» возводится множество защитных конструкций. Например, в Хабаровске строится пятикилометровая дамба, которая будет закончена в 2017 году и поможет обеспечить защиту 30 тысячам горожан.

- У вас на днях запланирована поездка в Крым. Чему будут посвящены встречи с региональными коллегами?

- Обсудим вопросы организации комплексного экологического мониторинга. И, конечно, во время поездки в очередной раз посмотрю, как идет реализация нашего плана по обеспечению крымчан водой.

- Недавно поступило предложение заполнить Северо-Крымский канал водой из озера Донузлав…

- Это даже технологически невозможно. Обсуждать нет смысла.

- Как тогда решать проблему?

- До присоединения к России в Крыму было чрезвычайно велико нерациональное потребление воды. Принимаем необходимые меры. Также повышаем водоотдачу имеющихся водных источников – водохранилищ, подземных вод. Задача хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения населенных пунктов Крыма и Севастополя решена в полном объеме.

- При этом министр природных ресурсов молился о дожде в Крыму.

- Крым – не самый водообеспеченный регион. Поэтому когда там выпадают осадки выше нормы, то лично мне это, как директору водного департамента, тоже доставляет только удовольствие. Однако крымчанам и туристам не о чем беспокоиться. По крайней мере, на этот год сформированных запасов хватит. Напряженным остается только вопрос обеспечения водой Керчи, Феодосии и Судака. Строительство водопроводов в эти районы от имеющихся месторождений подземных вод уже запланировано. Также решаем проблему с организацией орошаемого земледелия.

Читайте также: 

Все новости дня

Другие новости Крыма

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram