В рамках экологического марафона инициированного газетой «Аргументы недели» совместно с Волгоградским алюминиевым заводом компании РУСАЛ мы решили выяснить, как обстоят дела с экологией и, в частности, с углеродным следом в нашем регионе.
По данным общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», Волгоградская область сейчас находится на 51-м месте в экологическом рейтинге регионов России. Еще несколько лет назад в том же списке мы были на 27-й позиции. И если еще с десяток лет назад можно было подумать, что основная вина лежит на промышленности, то в 2016 году ключевая причина иная: граждане и организации оставляют за собой слишком длинный углеродный след.
Углеродным следом ученые называют всю ту совокупность вредных веществ, которую каждый из нас создает в быту. Сюда попадают и лишние литры воды, пролитой под душем, и ненужные километры за рулем, но прежде всего – отходы, которые мы волей-неволей производим ежедневно, а те, кто должен думать об их переработке, лишь множат свалки.
Выбросы под контролем
В течение многих десятилетий считалось, что главная экологическая беда Волгоградской области – это выбросы многочисленных промышленных предприятий. И если в советское время за ними был строгий надзор, и объем выбросов, при всей сравнительной устарелости технологий, контролировался, то в 1990–2000-е гг. государство и региональная власть несколько упустили этот момент. Но не успели защитники окружающей среды забить тревогу, как заводы начали либо закрываться, либо оборудовать цеха современными, более экологичными системами – чтобы выдерживать конкуренцию на международной арене.
– Принудить предприятия соблюдать требования природоохранного законодательства проще и надежнее через международные организации – например, такие, которые запрещают реализацию продукции, созданной с ущербом для окружающей среды, – комментирует Заслуженный эколог России, президент Волгоградской межрегиональной экологической академии Владимир Лобойко.
По мнению Владимира Филипповича, решающим фактором экологизации промышленного производства зачастую оказывается то, что сами работники живут недалеко от цехов. Они знают, как идет производственный процесс не понаслышке, и если видят угрозу для здоровья своих родных, начинают давить на руководство – и газоочистка по последнему слову техники внедряется быстрее. Постепенно ситуация меняется к лучшему на всех крупных производствах.
– Среди таких предприятий - «ЛУКОЙЛ–Волгограднефтепереработка», сокративший выбросы несмотря на рост объемов производства и ликвидировавший шламонакопитель. Неплохо работает «Каустик», грубых нарушений нет, эффективная очистка, опасные производства закрыты, – рассказывает заведующий кафедрой «Экология и экономика природопользования» Волгоградского ГАУ Светлана Косенкова. На Волгоградском алюминиевом заводе запускают проект по обожженным анодам – это современнейшая технология получения алюминия, которая в сочетании с новой системой газоочистки сделает предприятие намного более «экологичным». Владимир Лобойко добавляет, что возглавляемая им межрегиональная экологическая академия изучала проект производства обожженных анодов на Волгоградском алюминиевом заводе и пришла к выводу, что такая технология намного безопаснее, чем применявшиеся прежде, до консервации предприятия. А главное – она гарантирует региону порядка 500–600 новых рабочих мест.
Одно из ключевых препятствий на пути экологизации заключается в том, что надзорным органам невыгодно закрывать вредные производства: у них есть планы по выявлению нарушений, поэтому они с удовольствием выписывают предприятиям штрафы, но ситуация не меняется. Тут могут помочь независимые общественные организации, которых руководству заводов не нужно бояться – НКО не выписывают штрафы и не заявляют о нарушениях в прокуратуру, они стремятся показать промышленникам оптимальные – и даже выгодные – пути решения проблем.
Бизнес против ТБО
Ключевой экологической проблемой региона сегодня являются не вредные выбросы, а отходы, в том числе твердые бытовые (ТБО). Несанкционированных свалок в регионе порядка 700, однако можно отметить шаги по улучшению ситуации, заявляет директор природоохранных программ «Зеленого патруля».
– Год назад в рамках проекта «Великие реки России» мы обследовали территорию Волгоградской области и объявили о приближении «мусорной катастрофы» в регионе. Сегодня, проведя в этом регионе вновь более двух недель с выездами по проекту «Чем дышит Волгоградская область?», я могу с уверенностью сказать, что ситуация изменилась к лучшему, – отмечает директор природоохранных программ «Зеленого патруля» Роман Пукалов.
В Волгоградской области разработана стратегия по обращению с отходами. Согласно этому проекту, планируется построить 10 межмуниципальных полигонов с мусоросортировочными мощностями, 13 мусороперегрузочных станций и мусороперерабатывающий комплекс. Строительство первого в регионе мусороперерабатывающего комплекса началось в Волжском в декабре 2015 года. «Одна из крупнейших свалок региона, которая находится в Урюпинске, ликвидируется, работы ведутся круглосуточно. За последние годы построено за счет частных инвестиций, без привлечения бюджетных денег, три современных полигона твердых коммунальных отходов – в Волжском, Урюпинске и Камышине», – добавляет Роман Пукалов.
Правда, все это не станет панацеей, если не будет налажена полноценная система обращения с отходами. Как подчеркивает Светлана Косенкова, законодательство ужесточается с каждым годом: например, с 1 июля вводятся новые требования по лицензированию сбора, вывоза и утилизации отходов, но готовы ли к такому лицензированию муниципалитеты – большой вопрос. «Сколько они выдали лицензий? Ведь через месяц все организации без таких документов не будут иметь права заниматься такой деятельностью. А если компания, которая вывозит мусор из моего двора, не получит лицензию, что произойдет? Информации нет никакой, правила непрозрачны и система громоздка – не говоря уже о том, что весь процесс вывоза и утилизации отходов обходится чрезвычайно дорого», – сетует Светлана Васильевна.
– Проблема ТБО относится не к сугубо техническим, а к коррупционным, – убежден Владимир Лобойко. – Многие люди в администрации, от которых зависела переработка ТБО, владели соответствующим бизнесом – а значит, даже не пытались решать эту проблему. Нашей области, на мой взгляд, необходимо заключить концессионное соглашение по мусору с межрегиональной структурой, готовой вкладывать деньги в строительство мусороперерабатывающих заводов. Но опять-таки, есть люди, которым приход такого инвестора невыгоден: тогда они потеряют доступ к кормушке.
Что же может помочь в решении «мусорной» проблемы? Во-первых, разработка полновесной стратегии, с привлечением независимых экологических экспертов. Во-вторых, хороший «пинок» сверху: недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обязал регионы в полугодовой срок подготовить такие концепции и начать воплощать их в жизнь. И в-третьих, спасение можно найти в частном секторе, просто пустив в «мусорный» сегмент малый и средний бизнес.
Если промышленники постепенно уходят от такого «остаточного принципа», то муниципальные и региональные власти пока вынуждены ему следовать. И раз нет в бюджете на это денег – понятно, трудные времена! – то почему не делегировать экологические задачи предпринимателям? В регионе есть примеры успешных бизнес-проектов, призванных уменьшить «углеродный след»: строительство коттеджей из переработанного пластика, производство бумажных изделий из вторсырья и др. В этой сфере скрыто множество возможностей – и чтобы их реализовать с общественной пользой, достаточно просто пустить энтузиастов.
Александр АКУЛИНИЧЕВ