Аргументы Недели → Общество

Велодорожки - роскошь, а не место передвижения?

, 18:21

Власти Москвы к 2016 году могут обустроить новые велодорожки. Теперь уже на Садовом кольце. Вместе с этим планируется также расширить тротуары – получается, что очередные блага цивилизации, в представлении Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, москвичи получат за счёт урезания проезжей части и, как следствие, дискриминации автомобилистов?

Что самое интересное, только на разработку этого проекта на Садовом кольце власти готовы потратить 24,8 млн. рублей! За эту сумму эксперты предложат свои варианты, как изменить схему движения, решат, стоит ли сокращать количество полос, расширять тротуары и обустраивать выделенки для велосипедистов, а также оборудовать парковки для их двухколёсных друзей. Деньги более чем внушительные. Причём потрачены они будут, судя по всему, только на проектные работы. За подобные траты москвичи, пожалуй, имеют право требовать с правительства города, чтобы при разработке новой схемы движения на Садовом кольце ничьи интересы не были ущемлены – ни водителей, ни пешеходов, ни велосипедистов. Звучит фантастично, но и сумма, которую собираются потратить, тоже фантастическая.

Отсюда главный вопрос, а нужно ли это вообще жителям города? Что примечательно, до сих пор ещё не завершился эксперимент с выделенной полосой для велосипедов на Бульварном кольце. Напомним, что её открыли в июле этого года, а её общая длина составляет 9 км. Она проходит вдоль Тверского, Страстного, Петровского, Рождественского и Сретенского бульваров.

Ранее предполагалось, что тестирование этого участка займёт примерно 2,5 велосезона – и только потом можно будет делать какие-либо выводы. Хотя, по результатам опроса в приложении «Активной гражданин» – нововведение москвичам понравилось, как докладывают в Дептрансе. Впрочем, легитимность подобных опросов – под вопросом.

Уже сейчас можно сделать интересные наблюдения. Во-первых, эти велодорожки не так безопасны, как о них любят говорить власти столицы. Прежде всего, из-за не самой лучшей проработки проекта и исполнения работ. Так, например, не везде поменяли ливневые стоки. Сами велодорожки могут внезапно начаться или же оборваться, в том числе из-за переходов и многочисленных поворотов автомобилей направо. Во-вторых, теперь довольно неудачно расположена парковка – вдоль этих выделенок. Многие велосипедисты настрадались от внезапно открывшейся двери пассажира. Кроме того, некоторые несознательные водители стали парковаться на этих велодорожках. То ли от незнания, то ли от безысходности, а может, и просто назло властям и небольшому количеству любителей байка.

Кроме того, существуют и другие неудобства, которые либо не приняли во внимание, либо о них просто не подумали, когда решили активно пиарить велосипед как вид городского транспорта. Самое главное то, что в Москве зима длится  5-6 месяцев в году. И это без учёта каких-нибудь погодных аномалий, да и просто плохой погоды, в которую рассекать на велосипеде – удовольствия мало.

Ещё один важный момент – пешеходы. Активное продвижение велосипеда в массы приводит к тому, что любителей этого вида транспорта становится всё больше, а вот число знающих ПДД при этом как-то не увеличивается. Так, например, велосипедисты создают реальные неудобства для пешеходов и аварийную ситуацию, когда двигаются по тротуару, хотя имеют возможность перемещаться по обочине или по правому краю проезжей части. Эта приоритетность описана в 24 разделе ПДД. То есть вместе с пропагандой современного городского транспорта, власти совершенно забывают о том, что многие даже не знают, как безопасно всем этим пользоваться, и не занимаются просвещением москвичей по данной проблеме.

Удивительно и то, что обустройством велодорожек почему-то занимаются именно там, где сложилось оживлённое движение автотранспорта. Парки, места жилой застройки – это, видимо, не в фаворе у столичной администрации. Будто бы власть только и думает о том, чтобы максимально усложнить жизнь автомобилистам и, тем более, не сделать её лучше для велосипедистов. В конце концов, мало приятного двигаться вдоль стоящих в пробке автомобилей посреди выхлопных газов.

Вдобавок довольно двоякой видится позиция Департамента транспорта относительно возможности работы велодорожек в зимний период времени. Хотя пока здравый смысл побеждает – по словам заммэра Максима Ликсутова, с 15 ноября с велодорожек снимут знаки, которые её обозначают, чтобы намекнуть велосипедистам, что пользоваться ей небезопасно. Демаркировкой полос при этом заниматься не будут.

В то же время сообщество велосипедистов пытается продвинуть идею езды на двухколёсном друге и зимой. Вот только для этого нужно будет идеально чистить велодорожки, потому как если посыпать их реагентами, то приятной езды тоже не стоит ждать – крылья от грязи не спасут.

Можно ли допустить, что эти инициативы – некое прощупывание москвичей на предмет их готовности совершать такие вояжи по снегу? Если так, то для городских властей открываются новые и прекрасные перспективы. Можно будет выделять сколько угодно десятков миллионов рублей на изменение схемы движения тех или иных улиц, затем ещё - на обустройство велодорожек, их инфраструктуру, расчистку – мы же продвигаем идею создания городского транспорта! Эдак Москва из третьего Рима превратится во второй Амстердам. Жаль только, что насущных проблем в транспортной сфере у столицы хоть отбавляй. Тогда в чём смысл так концентрироваться именно на велодорожках? Просто из-за волюнтаристского решения или чьи-то денежные интересы для отдельных чиновников мэрии снова превыше всего?

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram