Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Как нас обжуливают операторы сотовой связи

, 17:41

В нашей стране на данный момент существует три основных оператора сотовой связи. Услугами каждого из них пользуются десятки миллионов граждан. А кто из этих пользователей следит за своими расходами на сотовую связь? Каждый из нас готов платить определенную сумму в месяц и если его счет незначительно от нее отступает – то нам даже в голову не придет проверить, за что именно с нас сняли деньги. Тем более, что это не так уж и просто. Надо зарегистрироваться в личном кабинете на официальном сайте оператора, а это совершенно невозможно, например, для бабушки, проживающей в далекой деревне, которая смс читать не умеет.

Давайте с вами представим, что с нас сняли небольшую сумму, например 100 рублей, за какую-нибудь услугу, которой мы не пользовались. 90 человек из 100 этого вообще никогда не заметят! А теперь внимание! Умножаем 100 рублей на 10 миллионов абонентов, сколько получится? Правильно! Ровно один миллиард рублей. Неплохие деньги, даже для таких монстров, которыми являются наши три основных оператора.

Главное – риска в таких действиях никакого нет. Даже если абонент замечает обман, всегда можно свалить на «сбой программы», извиниться и вернуть эти несчастные 100 рублей. Получается отличная беспроигрышная схема – украл, поймали, вернул деньги и уже ни в чем не виноват. Но кто из нас реально пробовал вернуть незаконно списанные деньги?

Приведу себя в качестве примера, сам я всегда очень внимательно слежу за всеми расходами. Так случилось, что уже 15 лет я сижу на одном и том же номере оператора МТС, к которому особых претензий никогда не возникало. Выйдя на работу после отпуска, я вдруг обнаружил, что в самый разгар отдыха мне были подключены две услуги, за которые с меня аккуратно списывалось около 20 рублей в день. Сумма небольшая, но все-таки неприятно, ну и не забываем, конечно, про 10 миллионов абонентов, если так спишут хотя бы с 1 миллиона – получится 20 миллионов рублей в день – неплохие деньги!

Ну, думаю, я то крепкий орешек, меня не обжулишь, сразу позвонил по телефону горячей линии, кстати, никто не пробовал его найти на сайте оператора? Поверьте, найти номер, по которому можно позвонить не так уж просто! После множества переходов по пунктам меню и 10-ти минутного ожидания ответа (все операторы заняты), мне все-таки удалось поговорить с представителем компании, которая посоветовала обратиться в любой офис и написать там на месте заявление на несогласие со списанием денежных средств, что мной и было сделано в тот же день.

Спустя неделю проверил лицевой счет – никаких изменений. Звоню по номеру (благо уже знаю где его найти), мне сообщают, что заявление мое они не видят, и если у меня осталась его копия, то следует с ней пройти в тот же офис и выяснить, куда делось мое заявление. У любого нормального человека сразу возникнет желание плюнуть на эти несчастные 100 рублей, но я не такой. Сразу пошел в то же отделение с копией заявления, где мне сообщили, что сотрудник, который у меня принял заявление, уволен и куда он дел все принятые заявления они не знают. Но зато, я могу написать новое заявление, которое они уж точно передадут куда следует.

Ну что делать, всякое бывает, написал еще одно заявление, звоню через три дня по уже наизусть заученному номеру, и что же? МОЕГО ЗАЯВЛЕНИЯ В БАЗЕ НЕТ! И мне предлагают, внимание, НАПИСАТЬ ЕЩЕ ОДНО ЗАЯВЛЕНИЕ! На мой категорический отказ, молодой человек предложил заполнить форму обратной связи на сайте (оказывается, такая тоже есть, но найти ее самостоятельно даже я не смог бы), и написать подробно о своей проблеме и прикрепить сканы своих заявлений. Я попробовал выяснить, в какой срок такое заявление будет рассмотрено, мне сказали, что 3-5 рабочих дней.

Значит, я могу перезвонить через 5 рабочих дней, и мое заявление гарантированно рассмотрят? Оказывается, нет! Если сотрудники будут загружены и не успеют рассмотреть мое заявление, то срок рассмотрения может быть увеличен до 7-ми рабочих дней. Хорошо, я позвоню через 7 рабочих дней, и мое заявление все-таки будет рассмотрено? Оказывается, что опять нет! Срок может быть продлен в случае занятости специалистов. Значит, оставляйте свои заявления, а мы их прочитаем, наверное, когда-нибудь потом, может быть.

Нет, мне не отказали, но ничего и не сделали. Сложится впечатление, что только МТС такой плохой? Вовсе нет, плохие все. Еще когда начисления за сотовую связь производили в долларах, а входящие звонки были тоже платными, у Билайна был великолепный маркетинговый ход – все входящие от абонентов Билайна бесплатно.

На этом было привлечено множество новых абонентов. Но однажды мой друг, такой же дотошный как я, проверяя свою детализацию (кстати, тогда тоже платную), обнаружил, что ему тарифицировали входящие от абонентов Билайна на общую сумму порядка 7 долларов. Он сразу написал заявление, деньги ему вернули. Но он это заметил, а те, кто не покупал детализацию? Они заплатили, каждый по 7 долларов! На миллион абонентов - получается 7 миллионов долларов!

Теперь история про бабушку и Мегафон. Представьте себе ситуацию, что в далекой деревне живет старушка, с телефона которой неожиданно стали пропадать деньги, задолженность достигла 400 рублей, при этом она никому не звонила. Вопрос: как ей узнать, куда девались деньги, если ближайший офис оператора в 50-ти километрах? Правильно, никак! В этой ситуации даже родственники ей помочь не могут, т.к. для доступа в личный кабинет мегафона с ее телефона надо набирать команду, а потом отвечать на запросы системы с цифровой клавиатуры. Для нее это задача непосильная, а ближайший родственник находится за 700 километров.

И снова про МТС: пожилая женщина пользуется только сотовой связью. С целью ее удешевления дети подключили ей услугу «Везде как дома» (очень удобную) но не за деньги, а за бонусы. Выгодно? Очень! Но в один прекрасный день выяснилось, что счета за связь у нее подскочили в разы! Начинают выяснять – оказывается, что оператор связи изменил условия предоставления услуги, а люди этого не заметили. По этому поводу вспоминается Остап Ибрагимович: «А вот эту надпись мелкими буквами вы читали?». Не читали? Ну вот и платите!

Но и это еще не все способы относительно честного отъема денег. Есть такая бездонная ниша, которая называется «Корпоративные клиенты». Здесь можно творить вообще все что угодно, потому что во-первых: платит организация, а не частный пользователь, во-вторых: за трафиком и списаниями уж точно следить никто не будет. Как правило схема работы корпоративных клиентов очень простая: работодатель выдает сим карту сотруднику и оплачивает определенную сумму, а весь перерасход от этой суммы вычитает из заработной платы.

Здесь важно понимать, что конечный пользователь корпоративной сим карты как правило не имеет возможности не только изменить тариф и набор услуг, но даже не может их узнать! Для этого ему нужна доверенность организации, которую должны подписать руководитель и главный бухгалтер, что многих отпугивает, проще махнуть рукой и оплачивать перерасход из зарплаты.

А способов честного отъема денег здесь тоже множество! Например, абонентская плата на корпоративном тарифе для «федеральных» и «прямых» номеров может отличаться аж в два раза. Но смысл прямого Московского номера уже канул в лету после введения кодов 499 для стационарных телефонов и 985 для сотовых. Набирать все равно приходится полностью весь номер с восьмеркой и трехзначным кодом, независимо от того с какого телефона вы звоните. Так почему же стоимость одного и того же тарифного плана разная? Да потому что человеку номер выдается работодателем вместе с сим картой, сам он его ни поменять, ни «выкинуть» не может! Поэтому на частных клиентов такой вид «честного отъема» не распространяется, им доверенность не нужна, мусорка всегда под рукой – выкинул симку и купил новую, федеральную.

Конечно, все операторы сотовой связи на данную статью могут ответить: «А где доказательства, что мы обманули миллион граждан?» И будут абсолютно правы! Доказательств нет и не будет никогда. Их собрать невозможно. Никто не даст доступ к своим корпоративным базам данных с начислениями. Да даже если кто-то и даст – невозможно по ним отличить правильное начисление от ошибочного.

 Что же получается? Даже внимательное отношение к своим расходам и проверка всех начислений оператора сотовой связи не смогут защитить нас от жуликов. Наказать их невозможно, за «сбой программы» у нас не наказывают, к тому же каждая отдельная сумма не потянет на уголовную статью, а иск на общий итог по всем обманутым абонентам никто и никогда не подаст. А без сотовой связи в современном мире обходиться тоже невозможно. Выходит, что нам придется до конца дней мириться с этим видом совершенно ненаказуемого, но откровенного жульничества!

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram