Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Банки, которые нас обирают

, 13:50

Удавка потребительского кредитования и ипотеки скоро станет национальной проблемой России. По данным Общероссийского народного фронта, общая задолженность наших соотечественников банкам составляет 10,9 трлн рублей. Просроченных платежей – на 756 миллиардов. Однако причины «просрочки» не только в невозможности или нежелании людей платить. Виноваты и банки, банально нарушающие законы и обманывающие заемщиков. Как? Попробуем разобраться.

Скажу честно: в этом и последующих текстах нет ничего личного. Сам брал кредит один раз в МКБ, обошлось без потерь. А вот несколько моих друзей, в силу разных причин, что называется, «попали». Поначалу в их истории не верилось – хотелось сказать ритуальное «так не бывает». Но, посетив почтенный портал www.banki.ru, увидел настоящий беспредел (иначе и не назовешь) со стороны банков. Захотелось информацию систематизировать – чтобы предупредить других. «Люди, будьте бдительны!» - эти слова должен помнить каждый перед походом в банк за кредитом. Тем более если это банки-чемпионы по негативным отзывам. О них и расскажем. За всю страну говорить не будем, долго. Возьмем только Москву.

Эпизод первый. Банк TRUST

По данным упомянутого сайта www.banki.ru, из 1670 отзывов с оценками, выставленных москвичами, негативных – 1277, или 76,5%. Причем «единицу» поставила почти половина от общего числа, 47% если точно. Чем же так насолил этот банк самым разным людям?

Мы помним, что в сектор потребкредитования НБ «Траст» ворвался примерно в 2011-2012 годах. Именно тогда рекламным лицом банка стал Die hard, Брюс наш Уиллис. Глянцевая лысина и брутально крючковатый нос партайгеноссе Вальтера Виллиса (да-да, мама у него была немка и родился он в Германии) сыграли злую шутку с тысячами моих земляков. Они поддались на рекламу. Тем более что в эти годы банк щедро раздавал экспресс-кредиты до 200 000 рублей и стандартный потребкредит в 300 000 рэ. А к ним еще и кредитную карту с лимитом 100 000.

С чем, если судить по отзывам на профильных ресурсах и рассказам потерпевших, столкнулись в TRUST’е люди? Подчеркнем, речь идет о действующих кредитах, выданных до победного исчезновения владельцев банка в направлении Альбиона.

Во-первых, банк нарушал положение о страховании кредита. Страховка – дело добровольное, а в TRUST’е ее навязывали. Причем « технологично»: если присмотреться к тексту договора, то видно, что галочка в нужном месте поставлена заранее. Тем самым банк грубо нарушал п.2 с.16 Закона о защите прав потребителей. При этом размер страховки составил 11% от исходного размера кредита. И что интересно – о том, что сумму страховки у вас вычтут из общей суммы кредита, никто не предупреждал.

Во-вторых, проценты за пользование кредитом с вас возьмут со всей суммы, в том числе и со страховки. Сколько банк получает на этом? Простой расчет. При выдаче в 2012-2013 годах кредита «Лояльный» на сумму 300 000 рублей у клиента в качестве страховки удерживалась сумма в размере 33 тысяч рублей. В итоге он получал на руки 267 тыс руб. (деньги перечислялись на карточку), но процент платил за 300 000. При стоимости кредита 44,8% годовых(!) и сроке кредитования 3 года он отдавал банку в итоге 501 312 рублей. Итого чистый доход «Траста» - 234 312 рублей. А если бы банк взимал процент с реально выданных денег, то общая цифра получилась бы скромнее – 445 890 руб. И чистый доход был бы 178 890 руб. А сейчас выходит, что за счет описанной махинации банк имеет с каждого клиента, что называется, как с куста, 55 422 рубля (почти 1700 докризисных долларов). Повторим – с каждого взявшего кредит «Лояльный».

И в-третьих, если вы вдруг снимете деньги с прилагаемой кредитной карты и будете гасить минимальными платежами, то приготовьтесь к тому что практически весь платеж будет уходить на различные проценты. В других банках забирается от 20 до 50% от суммы внесенного минимального платежа. Здесь – почти все.

Если вдруг по каким-то причинам у вас образовалась просрочка, будьте готовы к совершенно отвязной психологической войне. Даже если просрочка равняется 1(одному) дню. Клиентам начинали звонить с 7 утра. Поступали звонки и после 2 часов. Тоже грубейшее нарушение федерального законодательства. Потому что согласно ФЗ «О потребительском кредите (займе)», поправки к которому были приняты 1 июля 2014 года, звонить или слать смс должникам в рабочие дни можно с 8-00 до 22-00, а в выходные – с 9-00 до 20-00. То, что в банке нарушали закон сознательно, подтверждает и рассказ одного из клиентов. Когда он сообщил сотруднику банка, со ссылкой на соответствующий параграф закона, о том, что звонить после 22 часов нельзя, в ответ он услышал буквально следующее: «Ну что вы мне зачитываете там какие-то статьи из НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО закона!» Хорошо, правда?

Но, как говорится в рекламе, и это еще не все. Допустим, поговорили вы с утра пораньше с сотрудником банка TRUST, договорились о времени и месте погашения задолженности и решили, что все в порядке. Тем более что в конце разговора со стороны банка всегда следовала фраза «Я фиксирую вашу информацию». Не тут-то было! Через несколько минут вам позвонят снова. Вы все повторите. Вам скажут, что зафиксировали. А через несколько минут телефон опять оживет… Одному из клиентов звонки продолжали поступать в течение дня с интервалом от 8 до 20 минут. В чем цель? Видимо, вывести вас из себя и испортить настроение. Выход, конечно, прост – забить номера в «черный список», иначе не дадут работать. Их, видимо, в банке покупают оптом – моему рассказчику звонили с 83(!) разных номеров.

«Радость» общения с банком имени Брюса Уиллиса на этом не заканчивается. Допустим, вы потеряли работу и не имели возможности платить, скажем, месяца 2-3. Потом работу нашли, платежи возобновили, но сразу закрыть задолженность не получилось. В этой ситуации банк TRUST может направить письмо с информацией по вам и вашему кредиту…в квартиры ваших соседей. И там будет написано, что вы скрываетесь от уплаты кредита и что хорошо бы им, соседям, как-то эту информацию до вас донести. Налицо очередное грубейшее нарушение федерального законодательства, а именно ФЗ «О персональных данных» и ФЗ «О банках и банковской деятельности». Нет соответствующего пункта о согласии на публичное распространение среди третьих  лиц информации о своих отношениях с банком и в тексте кредитного договора. Видимо, TRUST’у не страшна и ст.13.11 КоАП, которую он тоже нарушает.

Есть в TRUST’e и другие приятные мелочи. Например, с октября 2014 года при внесении денег через кассу банк стал брать комиссию в сто рублей. И снова его действия незаконны. Причем на объявлении, висящем около окошечка кассира, было просто написано, что теперь взимается плата. Даже без ссылок хотя бы на какой-нибудь приказ или инструкцию.

Могут возразить – ведь ЦБ разрешено взимать такую комиссию при внесении платежа через кассу. Конечно, никто не спорит, но – в том же кредитном договоре прямо сказано, что сторублевая комиссия при проведении операции без использования банковской карты «взимается только с операций на сумму от 200 до 9999 рублей включительно». Видимо, «Трасту» даже собственный договор не указ – комиссию берут с любых платежей, хоть со 100 000.

Об этом банке, судя по отзывам, можно говорить много и долго. Наш совет – собираясь за кредитом, не поленитесь, соберите информацию по банку вашей мечты. Причем разную. Взять тот же TRUST – в его послужном списке участие в деятельности аферистов с косметикой Desheli, и таинственная пропажа 67,8 млрд рублей вслед за его хозяевами, и (буквально сегодняшняя новость) скандал с поставщиками сети закусочных «Япоша», которая также принадлежит этому банку. Им TRUST должен десятки миллионов…

А чтоб убедиться, что все вышеизложенное – правда, зайдите сюда и прочтите хотя бы отзыв некоего гр-на Третьякова от 30 мая. И шедевральный ответ банка (помните про «несуществующий закон»?). Я бы в такой банк не пошел. И вам не посоветовал бы. Будьте бдительны, берегите себя и свои деньги. Они вам еще пригодятся.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram