Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Почём сдают метрополитен?

, 16:34

Строительство – одна из самых коррупционных сфер в Москве. Не стал исключением и столичный метрополитен, который нынче вроде как активно развивают, возводят новые станции и линии. Неудачно полакомился на мзде Андрей Архангельский, начальник управления строительства АО «Мосинжпроект» – фирмы, которая занимается заказом, проектированием и возведением станций и линий московской подземки. А. Архангельский был задержан при получении взятки размером в 5 миллионов рублей.

Эти деньги начальник управления строительства АО «Мосинжпроект» требовал за то, чтобы станция «Котельники» Таганско-Краснопресненской линии беспрепятственно прошла госприёмку. Сделано всё было, естественно, в лучших градораспилочных традициях – комиссия заказчика «Мосинжпроект» отказывалась закрывать подряды одной из бригад, которая занимается пуско-наладочными работами, до тех пор, пока руководство генерального подрядчика не получит нужную сумму.

А руководство у «Мосинжпроекта» довольно-таки любопытное. Это коммерческая фирма, которая на 100% принадлежит властям города. Одним из членов совета директоров является Марат Хуснуллин, заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. К слову, это именно он в 2011 году стал инициатором того, чтобы «Мосинжпроект» был генеральным подрядчиком по всем вопросам, которые связаны со стройкой новых станций и линий метрополитена.

Кроме того, гендиректором «Мосинжпроекта» стал давний знакомый М. Хуснуллина – Константин Матвеев. В своё время он руководил ООО «Нефтегазинжиниринг», которое занималось строительством нефтеперерабатывающих предприятий в Татарстане. В тот момент Хуснуллин занимал пост министра строительства республики. Очевидно, с тех пор тесные деловые связи и завязались, и вот они волею судьбы оба уже в Москве.

Слово и дело

С учётом того, что «Мосинжпроект» выиграл конкурс на строительство 33 новых станций метрополитена, плюс возведение 69 км линий и получил на эти цели из городской казны 564 млрд. руб., возникает резонный вопрос – а куда идут эти деньги у таких эффективных менеджеров, в чьей конторе процветает взяточничество? Кстати, в этом тендере почему-то участвовала только эта организация, конкурентов у неё не было.

Казалось бы, раз «дружба» в собянинском аппарате в почёте, то заниматься выполнением заказа должны будут исключительно отечественные предприятия. Однако этого и в помине нет. Так, например, строительством участка Калининско-Солнцевской линии длинной 1,62 км и станции «Рассказовка» занимается украинская фирма ИБТ. Ей за эту работу заплатили 5,5 млрд. рублей. И как это ни странно, ИБТ тоже, как и «Мосинжпроект», оказалась единственной участницей конкурса. Как это принято говорить: «Совпадение? Не думаю». Тем более что 49% уставного капитала ИБТ владеет именно «Мосинжпроект». Могло ли и здесь также процветать взяточничество и откаты? Учитывая уровень коррупции в строительном комплексе, не исключено.

А дальше история вокруг метростроительства развивается ещё интересней. Основным поставщиком тюбингов – это чугунные крепления сводов тоннелей метрополитена – является украинская компания «Днепротяжмаш». При этом в марте

прошлого года М. Хуснуллин говорил о том, что сотрудничество с этой фирмой прекращено, а поставлять тюбинги теперь будут российские заводы. Но реальность со словами разошлась и здесь – украинское предприятие по-прежнему выпускает для метрополитена по 6 тыс. тонн продукции для тоннелей.

Распугали коррупцией

Хотя в России есть, кому этим заняться. Новосибирский завод «Сиблитмаш», магнитогорский «Уралспецмаш» и московский «Спецпроммаш» вполне могут претендовать на производство таких тюбингов. Более того, именно столичная компания зачастую занимается обработкой заказов и доводит до готовности литьё с «Днепротяжмаша». Хотя эти деньги могли бы пойти на усиление мощностей отечественных заводов, после чего они смогли бы удовлетворить все запросы московского правительства. Но, видимо, зависеть и испытывать какие-либо риски от зарубежных фирм М. Хуснуллину интересней. Вероятно, в случае чего можно будет списать всё на нестабильную политическую ситуацию в другой стране.

Отпугивает отечественных производителей и невероятная коррупция в сфере метростроя. Так, например, как говорят, «Уралспецмаш» попросту не хочет участвовать в подобных сделках с «Мосинжпроектом». В том числе из-за того, что столичная контора некогда преобразилась из ГУП в ОАО. Видимо, для того, чтобы скрывать истинную стоимость всех закупок..

То, что г-н Архангельский вдруг погорел на взятке в 5 млн. руб., не стало каким-то шокирующем откровением для общественности. Все давно, к сожалению, привыкли к подобным ситуациям вокруг госзаказов. Радует, что подобные случаи всё чаще вскрываются правоохранительными органами, а не остаются в тени. Печалит другое. А будет ли прокурорская проверка простреливать всю вертикаль власти в этой истории? Ведь мутные коррупционные схемы – это история далеко не одного руководителя и, вполне вероятно, в этом замешаны и другие руководители в «Мосинжпроекте», которые и развели такое коррупционное болото.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram