Аргументы Недели. Москва → Общество

С. Тогонидзе: На Кавказе заинтересованы в возрождении русского традиционализма

, 16:03

В последнее время в российском обществе активно обсуждается новый законопроект об оскорблении чувств верующих. Проблемы межнационального и межконфессионального взаимодействия тесно переплетаются в политических реалиях России, создавая предпосылки для нарастания противоречий в общественности. Это стало темой для разговора «Аргументов недели» с руководителем Комитета по делам молодежи Российского конгресса народов Кавказа (РКНК) Султаном Тогонидзе.

- Султан, в силу своей должности, вы активно работаете с молодым поколением Северного Кавказа. Я помню, как в ответ на протест жителей Митино в Москве осенью 2012 года против строительства мечети, вы организовали субботник на строительстве пристроек грозненского православного храма и прилежащих территорий. Как вы оцениваете новый законопроект о защите чувств верующих? Это попытка властей сместить центр тяжести в вопросе межнационального взаимодействия народов России в сторону межконфессионального взаимодействия?

- Одной из основных целей нашей работы является популяризация социальной активности в молодежной среде. Иначе говоря, мы пытаемся задать и, если хотите, создать моду на активную гражданскую позицию и добровольный созидательный труд во благо общества и государства. И, конечно же, мы не единственные, кто трудится на этом поприще, но в памяти времена, когда это движение только развивалось. Этот самый субботник - один из показательных моментов, когда молодежь нашла в себе силы и, прислушавшись к здравому смыслу, и на деструктивную акцию ответила конструктивом и даже позитивом. Данная акция была организована не нами, но мы всячески поддерживаем подобного рода начинания. Так, после трагических событий на станциях метро Лубянка и Парк культуры в г. Москве мы выступили в качестве инициаторов и при поддержке ряда общественных, религиозных объединений, провели митинг «Ислам против террора». Целью данной акции было показать, что этот ужас происходит не с молчаливого согласия мусульман, и мусульманская община, как часть российского общества, не оправдывается, как показалось некоторым представителям общественности, а разделяет все его беды и невзгоды.

Что же касается закона «О защите прав верующих», это ни что иное, как развернутая версия статей 19, 28, 29 Конституции Российской Федерации. К сожалению, мы столкнулись с ситуацией, когда такой закон стал необходим для регулирования отношений в обществе, что является очевидным показателем духовной и моральной деградации.

Межнациональное и межконфессиональное взаимодействие ни что иное, как два из множества аспектов отношений людей и общностей, формирующихся по интересам: политическим, профессиональным и т.д. В контексте религиозного взаимодействия межнациональное растворяется и уходит на второй план, так как приверженцами той или иной религии могут быть представители разных этнических групп. Как раз здесь проблем должно быть меньше всего. Ведь существующие проблемы возникают не из-за разногласий в основополагающих религиозных принципах, а только в силу человеческого невежества. В этом же надо искать и причину конфликтогенных ситуаций в межэтнической или межкультурной среде. Государство, в данном случае, всего лишь пытается ответить на вызов, который брошен «из-за бугра» и стал причиной волнений в обществе.

- В чем основная причина продолжающейся в российском обществе кавказо- и исламофобий? Это связано с размытостью самоидентификации русского населения, к которому, согласно последней переписи, себя относит около 81% жителей РФ?

- Русская идентичность в современном мире - понятие достаточно размытое. Русский народ сыграл колоссальную и даже основополагающую роль в создании нашего государства. Соответственно и основной удар со стороны тех, кто на протяжении многих веков пытается развалить эту страну, пришелся именно по русским. Все элементарно, у народа, который составляет, по разным подсчетам, 80-85 % граждан, который всегда ставил перед собой цивилизационную миссию, самые амбициозные и масштабные цели, забрали идею, подменив ее какими-то псевдоценностями, забрали смысл, оставив только потребительскую необходимость. Если этот процесс будет завершен, то какими бы консервативными и ортодоксальными не были все остальные народы, их ждет либо участь большинства, либо идеологический конфликт. В этом смысле народы Кавказа более чем заинтересованы в возвращении и возрождении русского традиционализма, потому что именно тогда нас кроме русской речи будет объединять еще и общая система ценностей, понятная всем и каждому. Именно здесь я усматриваю проблему с кавказо- и исламофобиями. Потому что разница в мировосприятии постепенно превращается в пропасть, и в этом заинтересованы те, кто пытается столкнуть нас в эту искусственно созданную бездну.

- Сегодня в России продолжает наблюдаться активизация националистически настроенных групп. В регионах страны на стенах городов-героев появляется свастика, получают свое распространение музыкальные группы, декларирующие нетерпимость к мигрантам. Как с этим можно бороться? Какие государственные меры вы могли бы определить как успешные в этом направлении, а какие – нет?

- Про национализм сказано многое до меня, и думаю, еще скажут после. Национализм - это вирус, разрушающий умы и души людей. Это последнее пристанище бедных духом. Скажу вкратце о путях решения, которые я себе представляю: волевое решение сверху, ответственное СМИ, общественные работы, юридическое «устранение» идеологов и лидеров, идеологическая пропаганда, четко выверенная национальная политика и диалог как между общественными структурами, так и с участием представителей государственного аппарата.

- Как вы полагаете, что стоит за отставкой Суркова, его фигура была тесно взаимосвязана  вопросами национальной политики России?

- Теперь, после его отставки, можно говорить сколько и что угодно. Чем в принципе и занимаются некоторые популисты. Но я думаю, такие фигуры с шахматной доски уходят в последнюю очередь. Поэтому я бы не спешил с оценкой его вклада в положение вещей в обществе и государстве в целом. Конечно, нельзя отрицать, что он был и остается противоречивой фигурой. Явные причины его отставки мне представляются неубедительными, если бросить взгляд на пройденный путь, «рука об руку» с основными фигурами государственной политической арены, а скрытые  пока не прослеживаются на горизонте. Будем ждать.

- Какие, на ваш взгляд, постулаты должны лечь в основу формирования в России публичной национальной политики?

- Я думаю, ту концепцию «Государственной национальной политики», с которой выступил Президент России в декабре 2012 г., всем чиновникам и общественным структурам, занимающимся вопросами межнациональных отношений, необходимо взять в качестве настольной книги. Не просто ознакомиться, а вникнуть и принять в качестве руководства к действию. Этот документ является достаточно объективной инструкцией, которая может сыграть свою принципиальную роль в налаживании межнационального единства в Российской Федерации. Это не очередная ода руководству страны, а субъективная позиция. Потому как мы являемся свидетелями формирования данного документа, в написании которого принимали участие разные общественные объединения, и каждый имел возможность внести в него свое видение механизмов и путей решения существующих проблем. Поэтому данный документ, хоть и имеет декларативный характер, но является действительным отражением позиции общества в контексте национальной политики государства.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram