Биологически активные добавки стали весьма популярны в последнее время. Ими пестрит аптечный ассортимент, и изобилуют каталоги сотрудников маркетинговых сетей. Красненькие, желтенькие, синенькие таблетки, сиропы и травы — надписи на упаковках обещают волшебный эффект, но так ли это? Как происходит контроль поставок и производство чудотворных препаратов? Кто занимается производством, маркировкой и рекламой изделий? На эти и другие вопросы отвечают участники «круглого стола», прошедшего на площадке РИА «Восток-Медиа».
Наталья Микерина, ведущая «круглого стола»:
- Что представляют из себя БАДы? Чем они отличаются от пищевых добавок? Полностью ли это натуральный продукт или возможны химические составляющие? Стоит ли верить рекламе биологически активных препаратов и как потребителю не потеряться на огромном рынке подобных средств и сделать правильный выбор?
Максим Хотимченко, доцент кафедры фармакологии ВГМУ:
- Основная задача БАДов — восполнить недостатки микроэлементов в рационе организма. В БАДах заключена та продукция, которую человек должен получать, но в силу каких-то причин не получает. В покупаемых овощах недостаточно пищевых волокон, витаминов. И вот здесь самое время обратиться к БАДам.
Всегда ли БАДы натуральны? Их источник всегда натурален, даже если ранее он подвергся химической обработке. Многие продукты на вашем столе проходят подобный путь. Я не думаю, что стоит пренебрегать БАДами.
Полина Стецуренко, начальник отделения по связям с общественностью Дальневосточного таможенного управления:
- БАДы ввозят в страну из-за рубежа как юридические, так и физические лица. Первые — это коммерческие компании, целенаправленно занимающиеся распространением средств. В этом случае препараты проходят санитарно-карантинный контроль на таможенной границе и только после всех необходимых процедур попадают в страну. С физлицами сложнее.
Большинство добавок попадают из КНР. В них полно сильнодействующих веществ, разрешенных к реализации в Китае, но запрещенных в России. Из-за их употребления
возможны самые печальные последствия. Тем не менее наши женщины так хотят быть стройными и красивыми, что не обращают внимания на предостережения.
Недавний случай: жительница Приморья купила средство для похудения и сожгла им внутренние органы. Вдобавок БАД вызвала зависимость.
Помимо проблем со здоровьем ввоз запрещенных препаратов чреват проблемами с законом. Минимум — это административное правонарушение, максимум — уголовное дело. Мы регулярно проводим встречи с туристическими компаниями, на таможенных постах есть стенды со списками. Но, к сожалению, люди часто не уделяют этому должного внимания.
Ольга Логошенко, ведущий специалист-эксперт отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по Приморскому краю:
- Каждая БАД, находящаяся в обороте на территории России, в установленном порядке проходит государственную регистрацию и получает свидетельство. Все произведенные здесь добавки включены в федеральный реестр, который есть в свободном доступе. В том числе, информацию о любой БАД можно найти на сайте федеральной службы Роспотребнадзора. Таким образом, легко установить, является ли данный препарат контрафактным, прошел ли он лабораторное исследование.
Ольга Гриднева, специалист отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции приморского Управления федеральной антимонопольной службы:
- Немаловажный факт: 14 февраля прошлого года вступило в силу постановление правительства Российской Федерации о едином перечне продуктов, подлежащих обязательной сертификации. Это - большой шаг, поскольку раньше компании-производители БАДов проходили эту процедуру по желанию. Можно сказать, заслон некачественной продукции худо-бедно, но поставлен.
Было бы неплохо также писать на БАДах, как на сигаретах, аршинными буквами: «БАД — не лекарство». Большинство уголовных дел возбуждено именно по этому пункту. Максимум в рекламе появляется малюсенькая надпись где-нибудь сбоку. Производители очень недобросовестно подходят к этому вопросу.
Все чаще мы работаем по заявлению потребителей. Происходит ситуация: приходит молодой человек домой к бабушке, рассказывает, какая у него чудо-продукция — бабушка верит и отдает последнюю пенсию, а препарат, естественно, не помогает. Ладно, когда дело идет о повышении иммунитета или профилактике простудных заболеваний, а если это катаракта, болезни сердца или легких? В итоге - пострадавшие и к врачу не пошли, и здоровье запустили, и побочные эффекты получили.
Николай Ковалев, доктор биологических наук, заведующий лабораторией ФГУП «ТИНРО-Центр»:
- ТИНРО-Центр занимается изучением состава и свойств биологически
активных веществ (БАВ) уже более 30 лет. Разрабатываемая здесь продукция проходит все установленные законом процедуры регистрации в органах Роспотребнадзора.
В настоящее время в институте разработано множество средств, имеющих свидетельство о государственной регистрации. Прежде всего, это БАДы животного происхождения (рыбы, моллюски) – «Тинростим», «Моллюскам», «ДНКаС», «Артротин», а также БАДы - источники жирных кислот – «Маристим», «Эйколан», «Гепатокортин». В последнее время популярны косметические средства на основе водорослей: «Альгилоза кальция», «Витальгин», «Кальцийальгин» и «Ламиналь».
БАД не являются лекарством. Скорее их можно отнести к профилактическим, вспомогательным средствам. Врач не имеет право назначать БАДы, но проконсультироваться о целесообразности применения БАД со специалистом необходимо. Как правило, БАД – это
многокомпонентные системы, и только знание состава и физиологических
эффектов компонентов служит основой безопасного применения БАД.
Ольга Яненко, руководитель приморского представительства компании «4Life Research» (США), и Вадим Данилов, доктор медицинских наук, врач-уролог:
- В 1949 году американский иммунолог Шервуд Лоуренс (H. S Lawrence) сделал поистине фундаментальное открытие, знаменующее начало новой эры в развитии иммунологии. Он установил, что иммунитет от одного человека может передаваться другому с помощью сигнальных молекул, которым дал название «Трансфер Фактор» (фактор переноса).
По мнению доктора медицинских наук, профессора Вадима Данилова (ВГМУ), трансфер факторы имеют значение при коррекции иммунного статуса у урологических больных и тех, кто перенес инфекции мочевой системы. Учитывая крайне высокую распространенность таких заболеваний, как цистит и пиелонефрит (воспаление мочевого пузыря и почек), а также зачастую низкую эффективность консервативной терапии, использование ТФ, как дополнительного компонента в терапии, может оказаться вполне обоснованным. Иммунокоррекция и восстановление нарушения защитных систем организма могут возникать не только как результат самого воспаления, но и как следствие применения антибиотиков, что сегодня весьма распространено. В связи с этим весьма перспективными являются исследования, направленные на изучение ТФ. Данное направление широко представлено, и на сегодняшний день есть обнадеживающие результаты.
Трансфер факторы получили высочайшую оценку Министерства здравоохранения РФ, которая отражена в методическом письме Минздрава РФ №14/231 от 30.07.2004:
«Иммунореабилитация при инфекционно-воспалительных и соматических заболеваниях с использованием трансфер факторов» автора Анатолия Воробьева, д.м.н, профессор, академик РАМН, заслуженный деятель наук РФ.
Компания «4Life Research» производит высокоочищенный трансфер фактор, который представлен в пяти продуктах:
ТФ Классик — взрослым и детям в целях профилактики и для борьбы с возбудителями болезней.
ТФ Плюс — применяется в комплексной терапии при доброкачественных и злокачественных опухолях в любой стадии, как противовирусное, противогрибковое средство.
ТФ Эдвенсд — препарат против большого количества современных видов вирусов, опасных и распространенных инфекций.
ТФ Кардио — для профилактики атеросклероза, больным с заболеваниями сердца и сосудов в любой стадии наряду с проводимой терапией.
ТФ Глюкоуч — для помощи эндокринной системе, для нормализации веса, при сахарном диабете.
Приморское представительство компании находится по адресу: Владивосток, ул. Уборевича, 3, офис 6,тел. +7-914-725-42-41;
Филиал представительства: пр-т 100-летия Владивостоку, 143, подъезд 1, код "1В", тел. +7-924-266-59-81.
Зинаида Бутько, представитель «Сoral Club International»:
- Вот уже более 10 лет компания «Сoral Club International» - один из лидеров в области здорового питания. Основатели и руководители компании — Леонид Лапп и Казар Меграбян.
В ассортименте CCI: биологически активные добавки к пище, органические пищевые продукты, косметические средства, производящиеся в США, Канаде, Японии. Вся продукция направлена на обеспечение полноценным качественным питанием, достижение максимальных успехов в спорте, поддержание и защиту здоровья в условиях современного ритма жизни, стрессов, неблагоприятной экологии. Ассортимент представлен более чем 10 эксклюзивными продуктами:
Программа «Коло-Вада Плюс» - поэтапная 14-ти дневная эффективная, безопасная, физиологическая система, позволяющая в короткие сроки восстановить работу выделительных систем организма и дать импульс к саморегуляции. Программа имеет 30-летний опыт применения в США, Канаде и 12-летний опыт применения в России с потрясающими результатами.
«Корал-Майн» - «карманный» фильтр, он создан на основе кораллового кальция, уникального средства, меняющего структуру воды. Состав получаемой воды идентичен составу жидкостей нашего организма. Структурированная вода — ключ к долгожительству!
«Микрогидрин» - препарат XXI века, заключающий в себе все последние достижения науки и техники в области энергии воды. Продукт гениального изобретения Патрика Фланагана - самый активный и безопасный из всех имеющихся антиоксидантов. Энергия водорода, соединенная с живой водой, открывает чудесные перспективы в области поддержания здоровья и энергетики человека.
А также "Гидрасел", «Сильвер-Макс Коллоидное Серебро», жир страуса Эму, биологически активная сера МСМ с «Микрогидрином», «Коллоидное Золото», «Биошейп», "Противити", "Молозиво" и т.д.
Работа по совершенствованию имеющихся формул, разработке и поиску новых интересных продуктов ведется непрерывно, ведь главным приоритетом компании являются здоровье и благополучие людей. Мы ни в коем случае не конфликтуем с официальной медициной. У нас разные задачи: она заботится о том, как правильно лечить, мы же занимаемся исключительно профилактикой. БАД — помогает человеку не болеть. Восстанавливать здоровье — дело медицины.
Лариса Мартинсон и Анна Кухта, представители компании «Артлайф»:
- На российском рынке «Артлайф» представляет собой сильную и динамичную компанию, которая производит товары для здоровья и красоты, помогая людям поддерживать активность и жизненный тонус. При этом производство и оборот продукции сосредоточены в «одних руках».
На заводах, расположенных в Томске, используется богатый потенциал сибирской науки, сырье, выращенное в горах Алтая, и самое современное оборудование. «Артлайф» – это авторитетное предприятие с высоким рейтингом в индустрии красоты и здоровья с 1997 года, это система управления безопасностью и качеством продукции в соответствии с международными стандартами ISO 9001 и ISO 22000, GMP и HACCP.
«Артлайф» предлагает более ста наименований продукции по трем основным линейкам: биологически активные комплексы (БАДы), продукты функционального питания (первые и вторые блюда, кисели, напитки, биококтейли) и косметические средства для ухода и гигиены. На контрактной основе «Артлайф» производит продукцию для ряда российских фармпредприятий и компаний-распространителей.
Оборот продукции организован по принципу региональных представительств, ведь это гарантия защиты от подделок и фальсификации плюс разумная цена без «накруток» посредников. Дальневосточный региональный центр создан во Владивостоке в 1998 году, имеет собственный просторный офис в центре города (Партизанский проспект, 58 В) и получил высокую оценку своей деятельности по результатам проверки органами Роспотребнадзора в 2010 году (соблюдение требований законодательства в области оборота БАД – принцип работы нашего центра).
Дальневосточным региональным центром «Артлайф» налажено сотрудничество с кафедрами ВГМУ, краевым департаментом здравоохранения, специалистами медучреждений края. В рамках этого сотрудничества проводятся ежегодные конференции по проблемам оздоровления населения Приморского края. Во Владивостоке при участии ВГМУ, ДЗ АПК и новокузнецкого ГИДУВ (Институт усовершенствования врачей предоставил преподавателя) был организован сертификационный курс по диетологии с применением БАД для наших сотрудников с выдачей государственных сертификатов и свидетельств.
Мы активно сотрудничаем с аптеками города, края и за его пределами. Нашу продукцию знают потребители, ее можно найти в аптеках №№ 33 и 91, в аптеке ООО «Элита-Голд» (поликлиника ДВОМЦ) во Владивостоке, в аптеках ООО «Фарм» по Приморскому краю, а в Южно-Сахалинске - в аптеках «Азбука здоровья». Интерес к нашей продукции обусловлен оптимальным соотношением цены и эффективности.
Нам нравится то, что мы делаем, и мы счастливы, что помогаем потребителю в его стремлении реализовать принцип: «Здоровье – это та вершина, которую каждый должен покорить сам».
Зоя Нестеренко и Людмила Ченцова, представители международной компании «Vision»:
- «Vision» в этом году исполняется 15 лет. Это широко известная, солидная организация. Президент, Дмитрий Буряк, возглавляет ее со дня основания. Выпуском продукции «Vision» занят фармацевтический концерн «Arkopharma» - европейский лидер по производству препаратов на основе лекарственных растений.
Производство каждого продукта – высокотехнологичный процесс, начинающийся с разработки и исследований. Ученые тщательно подбирают состав продукта. После нескольких этапов клинических испытаний закупается высококачественное натуральное сырье, начинается серийный выпуск продукта. Производство БАД «Vision» основано на передовой технологии криодробления, которая позволяет сохранить полезные свойства растительных компонентов. Качество «Vision» подтверждено стандартом GMP. Не являясь лекарством, БАДы компании «Vision» внесены в справочник лекарственных препаратов «Видаль» как продукция с лечебным эффектом. Качество продукции вызывает доверие международного сообщества, компания официально работает в 28 странах мира и ежегодно открывает представительства в новых государствах. В марте 2010 года компанией «Vision» заключено соглашение о сотрудничестве с Всемирной организацией здравоохранения.
В Российской Федерации разработаны методические рекомендации Минздрава по использованию БАД «Vision».
Продукция компании включает классический комплекс, зарекомендовавший себя с первых дней и не потерявший актуальности сегодня. Это такие продукты, как: «Детокс», «Антиокс», «Пакс-форте», «Нутримакс», «Свелтформ», «Хромвитал», «Сеньор», «Юниор». Детские витамины «Юниор» в 2004 году признаны лучшими в Европе для сохранения детского здоровья, и по сей день остаются в этом статусе. Кроме того, компания предлагает специальную продукцию для женщин и мужчин, и такие комплексы, как антистрессовый и восстанавливающий. Ежегодно компания «Vision» дарит своим клиентам новые БАДы, качество и эффективность которых не перестают удивлять и восхищать тех, кто ими пользуется.
Биологически активные добавки к пище компании «Vision» - уникальный продукт, не имеющий аналогов в мире. Основные преимущества продукции «Vision»: натуральность, сбалансированность, комплексное воздействие, уникальная рецептура, передовые технологии, качество, эффективность.
Во Владивостоке представительство компании «Vision» находится по адресу: ул. Калинина, 45 А. В Приморском крае и краевом центре работают офисы компании, в которых можно получить консультацию у специалистов, сертифицированных Всемирной организацией здравоохранения.
Подготовила Наталья ШОЛИК