С 1 января 2015 г. в России вступает в силу новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Подходы к оказанию социальной помощи становятся принципиально иными.
Ключевым в новом законе становится введение своеобразных «рыночных» терминов и принципов в сферу, которая всегда казалась исключительно государственной. Так, основным понятием документа стала «социальная услуга», в отношении которой введены термины «поставщик» и «получатель». Взаимодействие между теми, кто оказывает услугу, и теми, кто в ней нуждается, отныне будут регулироваться специальным договором, а поставщик, в свою очередь, обязан будет составлять индивидуальную программу оказания помощи. Таким образом, если прежде социальное обслуживание зачастую становилось неким подарком от государства, к которому было негласно принято относиться по принципу «дарёному коню в зубы не смотрят», то теперь ситуация кардинально меняется: поставщики социальных услуг, помимо чётко очерченного круга прав и обязанностей, должны будут соблюдать определённые стандарты оказания помощи, в зависимости от следования которым будет оцениваться качество их работы.
Примечательно, что от принципов доступности социальной помощи и её безвозмездности для нуждающихся государство отказываться не собирается. Более того, круг потенциальных получателей бесплатных услуг не только не сокращён, но и расширен по сравнению с прежними правилами. По прежним нормам право на бесплатные социальные услуги (как на дому, так и в специализированных учреждениях) гарантировалось гражданам, имеющим доходы ниже 1 МРОТ в месяц. Теперь эта планка поднята до 1,5 МРОТ. При этом региональные власти по своему желанию могут и увеличить эту цифру. Кроме того, гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, а также ставшим жертвами межнациональных конфликтов, помощь будет оказана вне зависимости от уровня доходов. Отметим, что по сравнению с прежними нормами перечень тех, кому «положено в любом случае», стали на один пункт меньше – из списка убрали категорию безработных граждан. Те, чьи доходы выше установленного уровня, но тем не менее обстоятельства для оказания им помощи имеются (см. «Полезный аргумент»), смогут получить аналогичные услуги за деньги. Вопрос о стоимости будет решаться на региональном уровне.
Новый закон отправляет в прошлое и стереотипный образ социального работника – усталой «тётеньки из соцзащиты», как правило, преклонного возраста, с сумками наперевес спешащей к очередной одинокой бабушке. Отныне право оказывать социальные услуги от имени государства будет и у частных компаний, которые при условии прохождения конкурса получат бюджетное финансирование и частично возьмут на себя функции органов социального обслуживания. Таким образом, социальная сфера становится второй после медицины, где максимально активно будет реализовываться принцип частно-государственного партнёрства. Тем не менее подчеркнём, что приход в социальную сферу «частников» не означает снижения объёма положенных бесплатных услуг для граждан: негосударственные организации в любом случае будут действовать от имени и в структуре органов социальной защиты, и все бесплатные гарантии останутся неизменными.
Полезный аргумент
Обстоятельства, при наступлении которых граждане вправе рассчитывать на получение социальных услуг (при доходах ниже 1,5 МРОТ, если иное не установлено на региональном уровне, – на бесплатной основе, выше – на платной).
1) полная или частичная утрата способности или возможности на самостоятельное обслуживание, передвижение, обеспечение основных жизненных потребностей в силу заболевания, инвалидности, травмы или возраста;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие детей, имеющих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие попечения или возможности ухаживать за инвалидом или ребёнком;
5) наличие внутрисемейного конфликта (в том числе с нарко-, алкозависимыми и людьми, пристрастными к азартным играм, страдающими психическими расстройствами), насилие в семье;
6) отсутствие определённого места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые признаются в правовых актах регионов.