Высказывания представителей Минздравсоцразвития о провале преобразований в пенсионной сфере и очередных планах по «реанимации» многострадальной системы уже давно никого не удивляют. Однако сделанное на днях заявление заставило насторожиться как нынешних, так и будущих пенсионеров. Руководство ведомства сообщило о готовности через два года перейти к другой формуле расчета пенсий. Она возвращает Россию к схемам, действовавшим до начала нынешней реформы. При этом закон о трудовых пенсиях придется переписывать заново.
В единстве – наша сила?
Сейчас пенсионные права любого россиянина поделены на две условные части: те, что заработаны до 1 января 2002 года, и приобретенные после этой даты. Финансовое выражение этих частей считают по разным схемам. При оценке «трудовых заслуг» до 1 января 2002 г. учитываются суммарный стаж и средний заработок. Вторая часть зависит только от размера страховых взносов, которые платил работодатель за конкретного сотрудника. Революционность предложения Минздрава – в стремлении избавиться от двойной схемы расчета. Пенсии для граждан планируется вычислять по единой формуле, применяемой ко всему стажу в целом.
Идея отказаться от выделения страховой части в отдельный сегмент вполне понятна. Толчком к ее появлению стало решение президента о снижении взносов работодателей в Пенсионный фонд. На персонифицированных счетах у многих граждан останутся сущие копейки, и вновь назначаемые пенсии начнут резко падать. Государство, обязанное поддерживать выплаты на уровне не ниже прожиточного минимума в регионе, будет вынуждено изыскивать огромные суммы в бюджете на доплаты тем, чей доход оказался ниже планки. Поэтому вполне логично «слить» поступающие от работодателей средства в один котел и уже оттуда черпать пенсии для россиян по одинаковому для всех принципу.
Перемены с переменными
Новая формула, предлагаемая ведомством, в общих чертах повторяет ту, по которой сейчас оценивают пенсионные права до 2002 года. Сегодня она состоит из трех главных элементов. Первый – стажевый коэффициент, который составляет 0,55 для 25 лет работы для мужчин и 20 лет – для женщин. За каждый год сверх минимальной планки коэффициент подрастает на 0,01 (но не выше 0,75). В нынешнюю формулу также входит соотношение среднемесячного заработка гражданина за период, выбранный им для исчисления пенсии, и среднемесячного заработка по стране за то же время. Максимально учитываемое соотношение составляет 1,2. Наконец, третьим элементом является постоянная величина – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года. На данный момент она составляет 1671 рубль. Теоретически эта цифра нужна в формуле для того, чтобы «актуализировать» размер пенсии, приблизить его к финансовым реалиям нынешнего дня (правда, актуальной она была лишь в январе 2002 года, когда формула только вводилась).
После обещанной реформы в формуле уцелеют только два прежних элемента – стажевый коэффициент и соотношение заработков. Принципиальным новшеством станет появление в формуле двух переменных составляющих, которые будут ежегодно меняться. Постоянная цифра в 1671 рубль сменится на средний заработок текущего года. Кроме того, появится некий интегрированный коэффициент, зависящий от демографической и экономической ситуаций в стране. Правда, внятно объяснить, что он представляет собой, пока не могут даже в Минздраве.
Введение в формулу среднего заработка текущего года поспособствует тому, чтобы размер пенсии не становился ничтожным сразу после назначения. Тем не менее есть и обратная сторона. Не исключено, что при его ежегодном обновлении пенсии будут пересчитываться по всей стране, и эти перемены придут на смену привычным ежеквартальным индексациям. Очевидно, что темпы роста пенсий неизбежно замедлятся: вряд ли увеличение среднегодовой зарплаты в стране составит десятки процентов.
«Если не будет снят потолок для стажевого коэффициента и соотношения заработков, граждане от этой реформы ничего не выиграют, – уверен депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам Валерий Гартунг. – Получится, как всегда: государство одной рукой дает, другой – отнимает».
Тайные цели
Эксперты уверены: предлагаемые перемены – не что иное, как отчаянная попытка спасти пенсионную систему от катастрофического дефицита. Однако одновременно возникает подозрение: власть в «спасительных» целях не прочь уменьшить выплаты. Введение понятия «интегрированный коэффициент» иначе не объяснить. Авторы идеи говорят, что этот показатель якобы призван учитывать «демографическую и макроэкономическую ситуации в государстве». Но только законченные оптимисты из Минздрава могут не признавать, что в условиях стремительного старения населения и сложной экономической ситуации этот показатель неизбежно будет работать «в минус».
По словам заместителя директора Независимого института социальной политики Оксаны Синявской, выгоду от нового подхода государство пытается усмотреть и в завуалированном повышении пенсионного возраста. Чтобы заработать себе «средний» стажевый коэффициент (СК) в 0,55, придется проработать не 20 или 25, как сегодня, а 30 лет – как мужчинам, так и женщинам. Если пенсионный возраст наступил раньше, СК, который будет применен для расчета пенсии, уменьшится на 0,01 за каждый недоработанный год. Получается, что людей открыто вынуждают откладывать время обращения за пенсией. Также нетрудно посчитать, что для получения максимального коэффициента в 0,75 придется отработать 50 лет. С одной стороны, экономия бюджетных денег очевидна. А с другой…
«На мой взгляд, введение «тридцатилетней» планки число занятых в экономике не увеличит, – комментирует Синявская. – Опыт западных стран показывает: при достижении определенного возраста люди все равно бросают работу, несмотря на то что нужного стажа нет и пенсия меньше, чем могла бы быть. То же произойдет и в России».
«Все, что делается Минздравом, – максимально тонкий способ протащить непопулярные решения, избегая острых общественных реакций, – подводит итог Павел Салин, аналитик Центра политической конъюнктуры. – Этим объясняется то, что власти выбрали адресатами пенсионной реформы не нынешних пенсионеров, с «общественной активностью» которых чиновники сполна познакомились во время монетизации льгот, а граждан, которые пока еще экономически активны и о старости вряд ли задумываются. Новая формула будет окончательно внедрена как раз к моменту их выхода на пенсию, уже в разгар «царствования» нового президента, когда можно будет не оглядываться на электорат. Отменять или пересматривать принятое решение вряд ли станут: привести пенсионную систему в чувство более мягкими мерами уже нельзя».