В гостиную, где актеры разыгрывают историю жизни реальных обитателей дома, умещаются всего два десятка зрителей, и билеты разлетаются, как горячие пирожки.
1 июня актеры сыграли не один, а два спектакля — в 18:30 и в 20:00 при полном аншлаге. Уже днем на первый «сеанс» все билеты были проданы. «На второй даже лучше!, – убеждала по телефону сотрудница музея, – ведь там в пьесе горят свечи, а они должны гореть, когда стемнеет».
Действительно, десять свечей — по три в массивных подсвечниках и одинокая красная, стоявшая особняком, украсили действие. Ведь играют в этой пьесе не только актёры, но и предметы прошлого века. Ближе к финалу главная героиня — актриса Марина Волкова — гасит эти свечи специальным приспособлением — щипчиками, давно вышедшими из обихода электрического века. Происходит это, когда повествование добирается до самых трагических страниц — смерти известного путешественника. Из-за старинного буфета текст «от автора» читает Александр Запорожец. В распахнутых дверях время от времени возникают родственники и второстепенные персонажи истории. Старинное пианино тоже участвует в постановке — его оживляет Леонид Букин.
Арсеньева играет актёр театра Тихоокеанского флота Сергей Гончаров, а сестру путешественника Веру — молодая актриса этого же театра Татьяна Иванашко. Из её выразительного монолога зрители узнают, что вторую жену знаменитого исследователя Дальнего Востока его родня не очень-то жаловала, считая гордячкой и жеманницей. Предстанет в лицах и ещё одна малоизвестная страница из жизни Маргариты Николаевны — ранний несчастливый роман с неким женатым донжуаном, чуть не доведший женщину до самоубийства.
Впрочем, реальность, о которой повествует часть экспозиции дома-музея, оказалась куда жёстче, чем история соблазнённой и покинутой девушки. И как раз эту часть истории — ареста и расстрела Маргариты Арсеньевой — актеры разыгрывать не стали, ограничившись краткими и сухими строчками биографии. Потому что пьеса, всё-таки, о другом: о жизни, страсти, любви и надежде на счастье.
Наталья БАРАНОВА