Аргументы Недели Владивосток → Наука № 17(559) от 04.05.17 13+

Праздники и будни геологической науки

Сегодня, 4 мая главный научный сотрудник - руководитель лаборатории  физико-химической петрологии Дальневосточного геологического института Дальневосточного отделения РАН доктор геолого-минералогических наук Олег Викторович Авченко принимает поздравления, ему исполняется 75!

В область его научных интересов входят и исследования минералогии метаморфических и метасоматических горных пород, компьютерное моделирование минеральных равновесий. Прикладное значение научных разработок О.В. Авченко проявилось, например, в создании детального описания условий формирования уникального золотого оруденения «Березитовое» в Амурской области. Особая забота юбиляра – подготовка научной смены. Недавно один из его учеников, И. А. Александров стал директором ДВГИ ДВО РАН. Сегодня, в день рождения учителя, Игорь Анатольевич наш собеседник.

В начале трудного маршрута

Дальневосточный геологический институт ДВО РАН был образован в 1959 году. Его директором-организатором стала учёный с мировым именем Екатерина Александровна Радкевич, впоследствии член-корреспондент Академии наук и Герой Социалистического Труда. Это она заложила идеи, на которых вырос институт. После неё были другие директора, тоже известные и выдающиеся учёные: лауреат Госпремии СССР, Почётный разведчик недр СССР академик Алексей Дмитриевич Щеглов, лауреат Госпремий СССР и РСФСР член-корреспондент Академии Иван Яковлевич Некрасов. Сегодня  мемориальные доски в их честь украшают фасад здания НИИ, их открыли в честь учителей ученики. Среди которых и академик Александр Иванович Ханчук, руководивший  ДВГИ ДВО РАН последние 23 года. Именно благодаря его усилиям институт превратился в одно из самых современных, оснащённых передовой техникой, уникальным оборудованием академических учреждений России.

Сегодня руководит институтом Игорь Анатольевич Александров, сменивший на посту академика А.И. Ханчука.

Кандидат геолого-минералогических наук И.А. Александров – самый молодой директор в Дальневосточном  отделении РАН, избранный коллективом. Ему 42, из которых 20 лет отданы работе в институте. В должности директора – второй месяц.

- Двадцать лет в науке – это много или мало?

- Двадцать лет – это расцвет деятельности учёного, когда ещё много времени впереди, но позади уже есть накопленный опыт. Правда, у нас таким стажем никого не удивишь, многие мои коллеги  работают в институте более полувека. В геологии формирование и рост учёного происходит несколько медленнее, чем в таких науках как математика, физика, химия… Докторские диссертации достаточно редко защищают ранее сорока, нередки защиты уже в пожилом возрасте. Ведь необходимо накопить большой багаж знаний, поработать в экспедициях, собрать и обработать материал, опубликовать полученные результаты в рейтинговых изданиях. Поэтому коллегами старшего поколения двадцать лет воспринимается как в общем небольшой стаж. Мне выпала честь руководить очень талантливыми и квалифицированными специалистами. До меня институт возглавляли имеющие мировое признание учёные. И меня, как молодого директора, это ко многому обязывает. В новых трудных условиях необходимо сохранить высокий уровень проводимых исследований. Надеюсь, что моего опыта и знаний на это хватит. Главное – не останавливаться и идти вперёд.

- А как вы пришли в геологию?

- Я родился и вырос во Владивостоке. Никто из родителей с геологией связан не был. Моё окончание средней школы как раз совпало с развалом СССР. Тогда, казалось, все были на перепутье, и вся страна не знала, куда двигаться дальше. Так и я не мог разобраться, кем хочу стать. К счастью, судьба свела с тогдашним деканом геологического факультета Дальневосточного политехнического института Вячеславом Ивановичем Платуновым. Он и помог мне определиться с выбором. Геология заинтересовала буквально после первого знакомства с ней. Это очень обширная область знаний, которая у нас практически не преподаётся в пределах школьного курса. Безусловно, притягателен в молодости также прикладной аспект геологии, связанный с поисками месторождений полезных ископаемых, полевыми экспедициями. Пять лет учебы пролетели незаметно, а после окончания университета мне предложили поступить в аспирантуру ДВГИ и параллельно работать здесь же. С первых дней попал в экспедицию, и в процессе сплава по реке Гилюй (это Становой хребет, Амурская область) собирал материал к будущей диссертации. Мой учитель и научный руководитель – доктор геолого-минералогических наук Олег Викторович Авченко. Кандидатскую защитил по специальности «петрология, вулканология». Основной темой моих исследований было изучение условий метаморфизма в пределах орогенных поясов. В настоящее время я немного переориентировался на исследование процессов формирования континентальной коры на тихоокеанской окраине Азии.

- Административная работа не отвлекает от научной?

- Безусловно отнимает массу времени – в первую очередь я обязан заботиться о функционировании института. А в нынешнее время непрекращающихся экспериментальных реформ в сфере управления наукой это очень трудоёмкая задача. Но руководителями академических институтов у нас всегда были учёные, а не менеджеры широкого профиля. Поэтому я, как директор, просто обязан повышать свой научный уровень, ровняясь на своих предшественников и учителей. Это необходимо для формирования планов работ института, определения направлений проводимых исследований, подготовки различных научно-исследовательских программ. Оставшееся время посвящаю собственным исследованиям, готовлю докторскую диссертацию. Летом с участием специалистов из нескольких лабораторий собираемся в комплексную экспедицию на левобережье Амура на самый север Сихотэ-Алиня. Будем заниматься исследованием гранитоидов и вмещающих пород в рамках совместного проекта с  Тайваньским национальным университетом, выяснением генезиса благороднометалльной минерализации, изучением гидрогеохимии природных вод.

И.А. Александров. Фото из личного архива

- Золото будете искать?

- Там уже разрабатываются крупные золоторудные месторождения – Многовершинное, Белая гора. И мы не ставим себе задачу поиска новых объектов. Это не наш профиль. Задача фундаментальной науки – открытие общих закономерностей, которые, в частности, привели к тому, что месторождение образовалось в данном конкретном месте. Это может дать дополнительные критерии для прогноза, которые в дальнейшем будут использоваться на практике. Благодаря Александру Ивановичу Ханчуку, усилиями которого в институте создан мощный аналитический центр, мы обладаем обширным комплексом современного оборудования для исследования элементного и изотопного состава вещества, а также его структуры. Это позволяет решать сложные научные проблемы, которые прежде были недоступны при использовании «дедовских» методов. Например, не могу не похвастаться, что в нашем институте функционирует лучшая в стране лаборатория стабильных изотопов. С помощью изучения изотопного состава водорода, углерода, азота, кислорода и серы различных объектов (минералов, горных пород, воды, окаменелых организмов, метеоритов и прочего) здесь решаются проблемы генезиса горных пород и месторождений полезных ископаемых, формирования атмосферы, вопросы палеоэкологии и палеоклимата, космогении… Это качественно новый уровень в работе нашего института, а также других учреждений подобного профиля.

- Такое впечатление, что вы с лёгкостью вступили в рынок и экономические кризисы обошли институт стороной...

- Благодаря грамотному руководству мы успешно выжили. Но проблемы с финансированием больно ударили по коллективу. В девяностые годы ушли из института на другие заработки талантливые молодые учёные, не было притока новых кадров. Это общая проблема для российской науки. У нас образовалась демографическая дыра – мы имеем катастрофическую нехватку людей среднего возраста – от сорока до шестидесяти лет. А это самый плодотворный возраст в науке. Эти те люди, которые должны руководить подразделениями, крупными проектами, научными направлениями. Выступать драйверами развития. Молодёжь еще не готова к этому, а для заслуженных пожилых учёных часто слишком обременительны такие хлопотные обязанности с большой долей организационной составляющей. К сожалению, приток молодых в последнее время опять начал иссякать. Сокращение финансирования никак не способствует привлечению молодёжи. Не всем по душе «голодная» жизнь молодого специалиста: на стартовых позициях у начинающих исследователей заработки низкие, на которые жить без подработки практически невозможно. А чтобы дожить до каких-то приемлемых доходов, нужно много лет трудиться за низкое жалование. Как можем, поддерживаем наших молодых путём различных специальных выплат, привлекаем к участию в проектах с дополнительным финансированием. К сожалению, наши возможности крайне ограничены. Так что сегодня моя задача номер один, как директора, – сохранение научного потенциала. Но не только. Думаем и об умножении: наши сотрудники ведут курсы и читают лекции в ДВФУ, проводят практики, включая студентов в состав полевых отрядов.

- При рыночных отношениях от науки требуют чуть ли не мгновенной отдачи, даже от фундаментальных исследований. Какие запросу предъявляют геологам?

- В современных экономических условиях сотрудничество с бизнесом в Приморском крае особенно тяжёлая задача. Почему? Потому что практически все ресурсодобывающие и перерабатывающие предприятия либо закрыты, либо существуют в условиях выживания. Богатые горнорудные компании в нашей стране сейчас нацелены на разработку главным образом крупных и суперкрупных месторождений благородных металлов, которые у нас в крае в настоящее время неизвестны. Хотя существует большое количество мелких и средних месторождений. Появление крупного месторождения золота сделало бы рентабельным построение мощного обогатительного комбината, и позволило бы вовлечь в разработку более мелкие объекты. Перспективы для этого есть, и я верю, что в недалеком будущем крупное месторождение благородных металлов будет открыто в Приморье. Важная проблема сегодня – комплексная переработка минерального сырья. Не секрет, что наша страна живёт за счёт продажи ресурсов, но при этом считается, что добыча полезных ископаемых – это какая-то отсталая отрасль. Но на самом деле во всем мире высокие технологии в сфере добычи и переработки сырья развиваются так же стремительно, как в других отраслях. На большинстве месторождений твёрдых полезных ископаемых кроме основного компонента присутствует ещё целый ряд сопутствующих полезных элементов. Причём зачастую достаточно дорогостоящих, таких как редкие земли, германий, индий и другие. У нас эти компоненты обычно либо выбрасываются в отвалы, либо за гроши продаются в составе полиметаллического, оловянного или другого концентрата. Глубокая и комплексная переработка сырья – это очень наукоёмкая отрасль, огромный простор для инноваций и высоких технологий.

- Тяжела ли директорская шапка мономаха?

- Должность директора – это не приз и не премия. Люди, знающие нашу «кухню», в основном далеки от того, чтобы завидовать этой должности. Так что обратный результат выборов меня тоже устраивал, и я в целом пережил процесс спокойно. Хотя семья переживала, конечно, – жена, дочь, мама.

- Вашей дочери ещё предстоит выбор профессии. Хотели бы вы, чтобы она пошла по вашим стопам?

- Я с большим уважением отношусь к женщинам-геологам, у нас в коллективе их не мало, причём, как заслуженных учёных старшего поколения, так и много молодёжи. Но всё-таки для меня геология – не женская профессия. Однако выбор тут не за мной.

- Игорь Анатольевич, что вам придаёт силы для преодоления пути на вашем трудном маршруте?

- Доверие коллектива, вера в профессионализм сотрудников и их преданность своему делу. К тому же наши связи с прежним директором и моим наставником не прерваны. Александр Иванович Ханчук избран научным руководителем института. Он будет участвовать в определении направлений исследований, помогать советом и выступать арбитром в трудных ситуациях, представлять институт в высоких инстанциях. И его научные интересы также во многом связаны с институтом.