Когда едешь из Краснодара в райцентр Новокубанск, глаз невозможно оторвать от уходящих за горизонт прекрасных чернозёмных полей. За этими в буквальном смысле слова золотыми гектарами идёт нешуточная охота. Заложниками которой оказались те, кто долгие годы работал на этой земле и кому по закону и по совести принадлежит немалая её часть, – кубанские крестьяне.
Но по факту сегодня распоряжаются этими гектарами и получают прибыль от их эксплуатации совсем другие люди. Использование схем приобретения земельных участков, не всегда совпадающих с законодательством РФ, – вот инструменты, с помощью которых у Кубанской земли появились новые «авторитетные» хозяева. Которых, как показывает расследование «АН», ни закон, ни представители власти не пугают.
«Цапки» в законе
На собрании фермеров Новокубанского района Краснодарского края кипят страсти. Здоровые мужики не подбирают выражений.
– Этим господам, которые пришли к нам, ни мы, ни наши сёла – ничего не надо. Схватить, урвать, убежать. А власть ничего сделать не может. Они миллионами выходят на торги, скупают всё. Разорили Ляпино, Советскую, посёлок Прикубанский. То есть практически полрайона. Людей выгоняют сотнями. Куда пойти крестьянину, если в селе работы нет? – перебивая друг друга, кричат они.
Понять их можно. Практически все выросли на этой земле, пахали, поливали потом. В 90-е годы прошлого века почти каждому сельскому жителю выделили пай земли, до перестройки принадлежавшей местным колхозам и совхозам. Кто-то продал его сразу, большинство же объединилось в сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК). Спустя 10–12 лет уже крупный бизнес решил прийти в село. И по всей России начались махинации с земельными паями. Они перекупались у собственников за копейки, на них выписывали фиктивные доверенности, последователи дела Чичикова шли на прямые подлоги, забирая паи умерших людей, в буквальном смысле «мёртвых душ». На юге страны земельные махинации росли, как бурьян на неухоженном поле.
Войны между новыми латифундистами, крестьянами и фермерами на Кубани, где воткнёшь палку – вырастет дерево, не были бескровными. Несколько лет назад вся страна вздрогнула, когда узнала о событиях в станице Кущёвская. Ещё бы, 12 убитых. Сводка о преступлении легла на стол президенту. В село прилетели лучшие следователи и оперативники. Непосредственных убийц нашли. Кого-то посадили. Кто-то покончил с собой. Региональные власти, которые «проспали» рождение крупной ОПГ, отделались лёгким испугом. Заметим, что после ареста банды местные жители тут же отправились в суды – отсуживать свои земельные паи, захваченные «цапками».
Нынешние «цапки» умнее. Они давят местных не рэкетом, а с помощью дыр в законах и благоволящих им судей и чиновников. Поэтому и прозвучало не раз на фермерском собрании словосочетание «экономическая Кущёвка».
Стервятники
Два года назад разразился достаточно громкий скандал вокруг социального коллапса на хуторе Ляпино. ООО «МТС «Кубаньагротехнология» появилось в этих местах после того, как местный СПК «Заречный», градообразующее предприятие для поселения, внезапно оказался в предбанкротном состоянии. Руководитель хозяйства Александр Герлец сетовал на долги и уверял пайщиков в том, что спасти положение может лишь инвестор со стороны. Представители районного руководства тут же представили «Кубаньагротехнологию» в этом качестве, заверив ляпинцев в светлом будущем в обмен на аренду их земельных паёв.
В результате к 2013 году банкротов фактически стало двое – ООО «МТС «Кубаньагротехнология» и… сельское поселение Ляпино. «Инвестор» не только накопил большую задолженность по налогам в местный бюджет (других источников дохода у местной администрации практически нет), но и «забыл» о своём долге платить арендную плату сельчанам за их земельные паи, как, впрочем, и зарплату своим работникам. Якобы счета предприятия оказались заблокированными. Причиной тому, по заявлениям руководителей «Кубаньагротехнологии», стали «корпоративный конфликт» и «рейдерский захват». Кто эти рейдеры и с кем был спор – неизвестно до сих пор. Зато известно, что те несколько лет, которые длилась эта странная ситуация, с ляпинских земель урожай убирался регулярно. По оценке газеты «Крестьянин», выручка от его продажи могла составлять до 120 млн рублей ежегодно.
Затем ситуация повторилась. Пришёл новый инвестор – ООО «Новатор», также рекомендованный районным начальством. Однако договоры аренды земли с ляпинцами, которые вознамерились было передать свою землю местным фермерам, расторгать не позволили. Районный суд (!) запретил собственникам паёв проводить общее собрание, на котором они могли бы распорядиться собственным имуществом.
А что взамен?
– Им невыгодно держать крупный рогатый скот. Им невыгодно содержать «социалку» – детсады, школы, больницы. Им невыгодны люди, которые здесь живут. В кооперативе «Заречный» в Ляпинском сельском поселении работало почти 630 человек. Дойного стада около двух тысяч голов и полторы тысячи молодняка. От восьми до десяти тысяч свиней. Более 120 тракторов и 100 единиц автопарка. 14 тысяч гектаров пашни. Пришли «инвесторы» ООО МТС «Кубаньагротехнология» – не стало ни работы, ни коров, ни тракторов. Сейчас новый инвестор «Новатор» увольняет 12 сторожей с полуразрушенных ферм. Значит, всё окончательно доломают, молока, мяса – животноводства в целом у нас не будет, – говорит депутат районного сельсовета фермер Виктор Корнилов.
А ведь есть видеозапись сельского схода 2013 года. На ней генеральный директор «Новатора» Николай Долгих с трибуны говорит буквально следующее: «мы сохраним все обязательства». И действительно сохранил – как и при прежнем владельце, никаких паёв, никакой арендной платы за землю. Стабильность!
– За два года, как к нам вместо «Кубаньагротехнологии» пришёл «Новатор», стало только хуже. Никаких новых рабочих мест не создано, имеющиеся сокращаются. Значит, падают отчисления от НДФЛ. Земельный налог не платится. Никакой помощи для социальной сферы нет. Люди возмущены, постоянно обращаются в администрацию сельского поселения с вопросами: «Почему нам не отдают нашу землю? Почему мы не имеем права распорядиться ей сами, по закону и совести?» Срок её аренды истёк ещё в 2012 году, а вместо того чтобы отдать её обратно селянам, как положено, «Кубаньагротехнология» почему-то передала, как я считаю, незаконно, землю «Новатору». То есть – вернуть хозяевам имущество нельзя – процедура банкротства идёт, а отдать якобы «третьему лицу» можно? А эти приезжают, снимают урожай и уезжают. Фермы разрушены, склады разрушены, сады зарастают. Никто ничего возрождать не собирается, – сетует глава Ляпинского сельского поселения Сергей Бражников. – По закону имущество должно быть возвращено. В нашем случае в договоре написано, что, если собственник не намерен заключать договор на новый срок, он должен за 6 месяцев уведомить арендатора. Люди письменно уведомили, что дальше договор аренды заключать не намерены. Их никто не слышит, не видит. Я считаю, что «Новатор» незаконно работает на этой земле.
История Ляпино приобретает коммерческий смысл после небольших изысканий в информационной программе СПАРК-Интерфакс. Судя по учредительным документам ООО «МТС «Кубаньагротехнология» и ООО «Новатор», за этими компаниями стоят одни и те же люди. И это обстоятельство придаёт происшедшему отчётливость схемы. СПК «Заречное» ликвидируется, «Кубаньагротехнология» избавляется от балласта «непрофильных активов» в виде хуторской социалки, фруктовых садов, мясомолочных ферм и банкротится, а «Новатор» получает то, ради чего всё затевалось, – тысячи гектаров великолепных пахотных угодий.
Компания «гоп-стоп»
Вообще из открытых источников всегда можно почерпнуть массу интересных фактов. Например, что ООО «Новатор» входит в крупный агрохолдинг «Парус Агро Групп». И есть ещё немало компаний в Краснодарском крае, аффилированных через своих учредителей с этой структурой. ООО «Парус Агро», ООО «Новатор», ООО «Восток-Инвест», ООО «Агрофлагман» и ООО «Благовест» имеют один юридический адрес в Новокубанском районе, зарегистрированы в местной ИФНС. Как, впрочем, само ООО «Парус Агро Групп» и некое ОАО «РусФарминг», которые имеют одного общего учредителя – кипрский офшор NILDER INVESTMENTS LIMITED. А «РусФарминг» – учредитель ООО МТС «Кубаньагротехнология».
После «захватчиков» остаётся только разруха
Ещё один интересный факт – юридическое сопровождение деятельности всех этих компаний осуществляет адвокат Самвелян Каринэ Размиковна. Просматривая базы арбитражных и административных дел, связанных с земельными вопросами в Новокубанском и Армавирском районах Краснодарского края, тоже часто обнаруживаешь адвоката Самвелян либо её сотрудников. И всегда – если речь идёт о тяжбах перечисленных выше компаний с местными администрациями или друг с другом о легализации прав на тот или иной земельный участок, ранее выделенный в виде земельного пая. Интересно, что в некоторых случаях в разных судебных делах разных компаний фигурировали одни и те же фамилии пайщиков и земельные участки. То есть по одним и тем же свидетельствам межевались разные земельные участки, в результате чего в Прикубанском районе свободной пахоты просто не осталось. Причём судей это почему-то никак не напрягало.
Хорошо известна фамилия Самвелян и в кулуарах Новокубанской районной администрации как адвоката, который может решать любые вопросы. И не только в судах. Сотрудники вспоминают, что ранее Каринэ Размиковна и сама работала в администрации – сначала в Земельном комитете, а позже стала заместителем главы, отвечая именно за вопросы распределения земли. То есть имела доступ к полному реестру пайщиков. Потом хотела стать судьёй, но что-то не срослось. Тогда госпожа Самвелян ушла в адвокаты.
Новокубанские фермеры при упоминании её фамилии нехорошо ругаются и становятся неразговорчивыми. По оценочному суждению корреспондента «АН» – боятся и не верят.
Справка «АН»
Официальная биография хозяина Parus Agro Group Андрея Муравьёва (1974 года рождения, г. Кемерово) внешне блестящая. Выпускник Кемеровского лицея, затем окончил заочное отделение экономического факультета Кемеровского государственного технического университета. Далее американская кузница кадров региональной «золотой молодёжи» ельцинского времени – бизнес-школа университета Сан-Франциско. Во время учёбы у «заклятых друзей» его имя мелькает в нескольких публикациях в заокеанской прессе. Правда, не в качестве отличника «боевой и политической подготовки», а в разделе «полицейская хроника».
В конце «лихих 90-х» возвращается в родное Кемерово, где работает заместителем генерального директора по экономике и финансам в ЗАО «Трансуголь». Предприятию с его лёгкой руки удалось получить огромные льготы для переброски грузов из Кузбасса, а Счётная палата обнаружила, что этим компания нанесла колоссальный ущерб отечественному бюджету.
В 2000 году Муравьёв – руководитель департамента лицензирования администрации Кемеровской области. На этом посту он сделал немало. Например, выдал разрешение на работу одной из наиболее скандальных российских финансовых пирамид – компании «Астра-Плюс».
После ухода с госслужбы занял должность вице-президента в финансово-промышленном союзе «Сибконкорд», где работал в 2002–2003 годах. С 2004 года стал соучредителем и президентом холдинга «Сибирский цемент». В 2009 году был вынужден уйти с этого поста, так как инициированная им сделка с «Симан Франсез» нанесла кемеровскому холдингу ущерб около 100 млн евро. Проведённая после отставки Муравьёва аудиторская проверка показала, что его компания СПИК осталась должна ООО «Топкинский цемент» (дочернее предприятие ОАО «ХК «Сибцем») около 50 млн рублей, которые были возвращены после почти пятилетней судебной тяжбы и многочисленных попыток должника избежать расплаты.
В 2008 году журнал «Финанс» оценил личное состояние Андрея Муравьёва в 3,7 млрд рублей.
В августе 2008 года Муравьёв приобрёл 8,5% системы электронных платежей QIWI, учредил и возглавил инвестиционный фонд «Парус кэпитал лимитед».
А в декабре совместно со своим партнёром Андреем Кириковым он купил 40% акций крупнейшего на тот момент в России девелопера – ОАО «РТМ», возглавив Совет директоров общества. В 2011 году компания начала процесс банкротства, в ходе которого выяснилось, что её финансовые и материальные активы были выведены в офшоры. Некоторые из последних позже «всплыли» в собственности аффилированных с Андреем Муравьёвым коммерческих структур. В общей сложности, как подсчитали эксперты компании «Инвестфонды», «подтверждённый решениями арбитражных судов ущерб акционерам РТМ, «государственным» и коммерческим банкам, нанесённый группой Муравьёва А.А., превышает 15,5 миллиарда рублей. Среди потерпевших кредиторов и инвесторов – Сбербанк, Внешэкономбанк, АКБ «Союз», Юниаструм Банк, иностранные БТА-банк, ИНГ Банк (Евразия), С.R.R.B.V. Некоторые из них обратились в правоохранительные органы с требованием провести расследование и подтвердить преднамеренность банкротства ОАО «РТМ».
Следствие окончено. Забудьте!
Причину этого недоверия можно понять. Два года назад некоторые владельцы земельных паёв из разных населённых пунктов Новокубанского района обнаружили, что паи-то у них есть, а вот самой земли нет. Или в некоторых случаях выясняли, что их покойные родственники распорядились продать свои земельные паи некоторым организациям уже после… собственной смерти. В правоохранительные органы посыпались сотни заявлений от пострадавших.
После проверок Управлением Следственного комитета по Краснодарскому краю было возбуждено два уголовных дела: за №13900637 в сентябре 2013 г. по фактам преступлений против государственной власти в сфере экономики, и №15900022 в феврале 2015 г. по фактам приобретения права на имущество физических лиц путём обмана в крупном и особо крупном размере.
Следственная бригада достаточно энергично принялась за работу. В Новокубанском районе провели множество допросов, в офисах Каринэ Самвелян и Николая Долгих прошли обыски и выемки документов. До предъявления обвинения подозреваемым оставались буквально считаные дни, следственная бригада готовилась к заключительному удару. Жители района начали верить в то, что государство наконец-то восстановит справедливость…
Но внезапно уголовное дело в считаные часы было «спущено» из края в районное Новокубанское управление СК. Профессионалы знают, что такие решения не способствуют доведению результатов расследования до скамьи подсудимых. Соответствующие выводы сделали и прикубанские фермеры – о том, что связываться с адвокатом Самвелян в борьбе за свои права бесполезно.
Здесь же уместно вспомнить, что владельцем «Парус Агро Групп» является скандально известный предприниматель Андрей Муравьёв (см. справку «АН»). О нём «АН» неоднократно писали в связи с преднамеренным (по мнению кредиторов и инвесторов этой компании) банкротством ОАО «РТМ». Напомним, в этой истории, от которой пострадали среди прочих и крупнейшие российские и зарубежные банки и компании, речь шла об ущербе около 500 млн долл. (по курсу начала нулевых). Несмотря на множество обращений в правоохранительные органы, объективное расследование банкротства ОАО «РТМ» ими до сих пор не проведено.
Будет ли то же самое и в Краснодарском крае? На этот вопрос может ответить только завершённое по всем процессуальным правилам расследование уголовного дела.
Кстати, по данным «Коммерсанта», Parus Agro Group собирается купить цапковскую агрофирму в Кущёвке. Символичное продолжение «банкета» на Кубанской земле.
Редакция «АН» продолжит собственное расследование.
От редакции. Автор просит считать данную публикацию официальным обращением в Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ, МВД РФ, к губернатору Краснодарского края, в прокуратуру Краснодарского края, Управление СК РФ по Краснодарскому краю, ГУВД МВД РФ по Краснодарскому краю.