Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Расследования № 14(356) от 11.04.2013

Иркутский плен

Скоро год, как братья Асадчие страдают от произвола и беззакония со стороны местных следователей

, 21:12

Об этом резонансном деле рассказывали многие средства массовой информации. В нашей газете ему была посвящена большая публикация «Правда о «Деле Асадчих»: кому в Иркутске закон не писан» («Аргументы недели», № 45 от 22 ноября 2012 года).

 НАЧИНАЛАСЬ некрасивая история, не делающая чести правоохранительным органам славного сибирского города, так. Вооружённые до зубов сотрудники сразу трёх силовых местных подразделений (ФСБ, ОБЭП и СКР) штурмом взяли офис иркутского предприятия ОАО «Автоколонна 1880». Отважные бойцы в миг заковали в наручники и бросили лицом на пол двух человек – генерального директора этого акционерного общества Андрея Асадчего и его заместителя и родного брата Алексея Асадчего.

 

«Неустановленные следствием лица»

Действия спецназовцев тут же были с героическим пафосом отражены в местных средствах массовой информации. Видимо, это по замыслу организаторов «маски-шоу»  должно было компенсировать досадную червоточинку в уголовном деле, наскоро возбуждённом накануне штурма. Обвинение, которое предъявили братьям Асадчим, явно не соответствовало проведённой «операции устрашения». Вот дословная цитата из постановления о возбуждении уголовного дела от 31 июня 2012 года: «Неустановленные следствием лица, из числа сотрудников ОАО «Автоколонна 1880», путём изготовления поддельных корешков билетов и последующего предоставления заведомо ложных актов об оказании услуг по перевозке пассажиров обманным путём получили посредством перевода на расчётный счёт с августа 2011 года по март 2012 года денежные средства в размере не менее 8546 рублей 75 копеек, которыми распорядились по своему усмотрению».

Согласитесь, «неустановленные следствием лица», корешки билетов да и сам размер суммы, которой эти неизвестные распорядились по своему усмотрению, – трудно совместить с крупномасштабной операцией по захвату двух безоружных человек. Более того, для расследования данного уголовного дела из числа сотрудников региональных СК СУ, ФСБ и ГУ МВД была создана следственно-оперативная группа в составе двенадцати (!) следователей по особо важным делам! Они сразу же категорично пообещали, что раскроют многомиллионные хищения на предприятии и выведут Асадчих на чистую воду!

 

Был бы человек – будет и признание?

Совсем скоро стало понятно, как двенадцать особо важных следователей собирались вывести братьев «на чистую воду». Три месяца эти работники правоохранительных органов пытались посадить Асадчих за решётку. Расчёт, видимо, был сделан на знакомые ещё с тридцатых годов прошлого века методики. В таких условиях человек не только о миллионах и миллиардах расскажет, но, если понадобиться, сознается и в том, что хотел захватить власть в стране ...

К слову, история помнит немало различных случаев выбивания признания. Когда в 1310 году под Парижем на медленном огне сжигали рыцарей-тамплиеров, один из них бросил судьям слова: «Разве это я сознался на вашем допросе? Разве это я взял на душу чудовищный и нелепый плод вашей фантазии? Нет, это пытка вопрошает, а боль отвечает!».

Кстати, имеющий к иркутской истории прямое отношение и уверенный в успешном завершении операции «Буря в стакане» чин из местной ФСБ Сергей Демьянишников вскоре с повышением был переведён в другой регион. Возможно, когда-нибудь Сергей Александрович, как доблестный разведчик, решит написать мемуары о своей героической жизни. И тогда братьям Асадчим в книге будет отведена особая глава: «Блестящая войсковая операция в Иркутске»...

Но с посадкой промашка вышла. Состоялось четыре (!) заседания суда, четырежды правоохранительные органы в лице следователя городского следственного отдела СК РФ по Иркутской области А. Миронова пытались заключить братьев Асадчих под стражу, и четырежды суды отказывали следователю, который на судебных заседаниях, не моргнув глазом, пытался ввести судей в заблуждение. Асадчие остались на свободе, хотя и с подпиской о невыезде. Так начался их многомесячный иркутский плен.

 

А следователи так и не разродились...

В прошлой публикации наша газета рассказывала о том, как успешные псковские бизнесмены оказались в этом далёком сибирском городе. Они приехали по приглашению правительства Иркутской области. И за очень короткое время смогли поднять с колен местный транспортный бизнес, что совсем не понравилось теневым структурам в этой отрасли. В результате по надуманным обвинениям было заведено уголовное дело, и Асадчие оказались отрезанными от семей, оставшихся в Пскове, без друзей, без работы, без заработка – один на один с открывшимся кошмаром беспредела и беззакония. В общем, в умении заставлять людей страдать иркутским следователям не откажешь.

За девять месяцев, как тянется следствие, должны были появиться тома уголовного дела, красочно рассказывающие о многочисленных злоупотреблениях и хищениях со стороны братьев Асадчих. Эти тома стали бы достаточной обвинительной базой для передачи дела в суд. Однако дальше первоначальных 8546 рублей 75 копеек обвинение не сдвинулось с места! Получается, что срок «беременности» истёк, а следователи так ничего и не родили...

Вот лишь три имени сотрудников, которым почему-то выгодна такая волынка. Это – уже упомянутый выше следователь А. Миронов, его коллега по ОВД А. Уфимцев, заместитель руководителя следственного управления А. Анисимов. Они и им подобные сотрудники внутренних органов, казалось бы, должны олицетворять собой правопорядок, непростую службу, которая опасна и трудна. Но своими действиями такие следователи наводят на грустные размышления...

Получается, что в нашей стране можно против любого человека состряпать обвинение, а потом либо сломать и выбить признание, либо «мариновать», как братьев Асадчих, пока не появится желание «чистосердечно во всём сознаться».

 

Вам суд сказал: незаконно и необоснованно!

Согласитесь, страшно представить, чтобы ваших детей или родственников, как братьев Асадчих, после задержания по надуманным обвинениям сначала избивали, а потом почти сутки держали прикованными в наручниках. Но куда страшнее то, что сами братья, их родители, семьи в течение девяти месяцев пытаются и не могут найти защиту от произвола и беззакония со стороны иркутских следователей. Получается, что в нашем государстве – стране долларовых миллиардеров и чиновников, сытно кормящихся от бюджета, чьи интересы так преданно оберегают силовые структуры, –  отдельно взятая человеческая жизнь глубоко безразлична, и властям на неё наплевать?

О какой справедливости  можно говорить, если Асадчим до сих пор не выплатили даже причитающуюся заработную плату в ОАО «Автоколонна 1880», которое они же сделали рентабельным? Многочисленные обращения братьев с требованием  «провести проверку на соответствующем уровне, дать принципиальную государственную и политическую оценку бездействию собственника общества в лице министерства имущественных отношений Иркутской области» остаются без внимания.

Количество бумаг, накопившихся у Асадчих (копии этих документов имеются в распоряжении редакции газеты «Аргументы недели»), по объёму в несколько раз превышают само дело, заведённое против братьев. Одни только названия этих документов красноречиво свидетельствуют о методах работы и профессиональных качествах названных выше следователей. Так, на имя прокурора Иркутской области И. Мельникова направлены заявления «О наличии в действиях следственных работников Уфимцева А. А. и Миронова А. Ю. состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий», «О наличии в действиях следователя Уфимцева А. А. и Миронова А. Ю. состава преступления, предусмотренного ст. 303 УК РФ – фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности». Ответа от прокурора так до сих пор и не поступило.

В Кировский районный суд Иркутска была направлена жалоба с прошением «признать незаконными бездействия заместителя прокурора Иркутска С. А. Волкова, выразившиеся в нарушении требований ст. ст. 123, 124 УПК РФ». Кстати, С. Волков претендует на кресло прокурора города.

И таких обращений – десятки!

А ещё были заявления в Генеральную прокуратуру РФ, в Следственный комитет РФ, в ФСБ РФ, в Главную военную прокуратуру СК РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ В. Лукину. Лишь после того, как к делу подключились депутат Государственной думы РФ А. Васильев и член Совета Федерации РФ А. Борисов, началось хоть какое-то оживление в сонном правоохранительном царстве сибирского города.

Иркутский областной суд в марте и апреле подтвердил постановления Кировского районного суда Иркутска о том, что «постановление об избрании в отношении обвиняемого Асадчего Алексея Викторовича и Асадчего Андрея Викторовича меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении от 3 августа 2012 года, вынесенное  ст. следователем следственного отдела по г. Иркутску СУ СК России по Иркутской области Мироновым А. Ю. по уголовному делу № 84915, признано незаконным и необоснованным». Суд обязал СУ СК России по Иркутской области устранить допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства.

 

P. S. Думаете, что правда восторжествовала? По крайней мере, не в Иркутске! Следователь Уфимцев решение областного суда воспринял по-своему. Поздней ночью, словно на дворе чудовищно памятный тридцать седьмой год, этот страж правопорядка в подъезде дома пытался заставить Андрея Асадчего расписаться под новой подпиской о невыезде...

Во время одной из наших встреч отец братьев, очень уважаемый в Пскове человек, первый председатель городской Думы, – Виктор Асадчий  горько признался, что до недавнего времени считал, что мирных граждан в нашей стране могут захватить в плен только на Кавказе. Получается, стать пленным в России можно где угодно. 

Президент РФ Владимир Путин, выступая 5 марта этого года на заседании расширенной коллегии Генпрокуратуры, потребовал «профессионально и жестко» избавляться от коррупционеров в органах власти, включая правоохранительные, при этом «не поднимая истерики». Кто бы взялся успокоить семейство Асадчих и объяснить убитым горем родителям, что не надо поднимать никакой истерики? Не знаю, как у вас, уважаемые читатели, а у меня сказать такое язык не поворачивается...

 

ВРЕЗ:

   i  Отец братьев, очень уважаемый в Пскове человек, первый председатель городской Думы, – Виктор Асадчий  горько признался, что до недавнего времени считал, что мирных граждан в нашей стране могут захватить в плен только на Кавказе. Получается, стать пленным в России можно где угодно.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram