Аргументы Недели → Расследования № 31(117) от 31.07.2008

Анатомия вседозволенности

, 11:49

История вторая: Бизнесмэрская резервация

«Участники пикета против уплотнительной застройки в челябинских дворах встретились с мэром Челябинска Михаилом Юревичем… Мэр заявил, что уплотнительной застройки в городе не существует, жилищное строительство ведется, в основном, на окраинах и за пределами жилых микрорайонов. К стройкам в жилых дворах разных районов города челябинские власти не причастны», – сообщили участники встречи. По словам первого вице-мэра Челябинска Олега Грачева, разрешение на строительство различных объектов во дворах жилых домов и на детских площадках было выдано по актам выборов до 1 марта 2005 г., при предыдущей администрации… Если же строительство ведется с нарушениями санитарных норм, то жители должны обратиться в прокуратуру и там во всем разобраться». (Цитата из издания «Новый регион»)

Самострой по-челябински

 СКАЖИТЕ, можно ли построить в центре города дом без каких-либо разрешений и согласований? Ну, взять, к примеру, отгородить часть сквера где-нибудь на Бульварном кольце, поставить многоэтажку, а уже потом начать получать согласования, проводить экспертизы, утверждать проект и получать разрешение на строительство? Бред? Конечно, бред! Но не в Челябинске, где подобное широко практикуется застройщиками, пользующимися особым расположением мэрии. Вот только несколько примеров.

 Этот объект «уплотнительной застройки», 10-этажный жилой дом для бюджетников, постановлением первого заместителя мэра Челябинска от 18 июня 2006 г. «посадили» на крошечный «пятачок» в границах домов №13, 15 по улице Чичерина и домом №109-а по Комсомольскому проспекту в Курчатовском районе города. Будущее «доступное и комфортное» жилье буквально втиснули между жилыми домами, аккурат на «уже задействованные коммуникации». И как!

 18 октября 2006 года. Стройплощадка огорожена, за забором полным ходом ведутся подготовительные работы. Однако Главное управление архитектуры и градостроительства (ГУАиГ) администрации Челябинска практически в тот же день признает: «Проект жилого дома в ГУАиГ на согласование не представлен». Впрочем, даже 26 декабря 2006 г. Управление архитектурно-строительного надзора (УАСН) города разводит руками: «Разрешение на строительство объекта не оформлено. Строительной организации, ООО «Альфа-Монтажстрой» предложено (?!) приостановить работы до оформления заказчиком разрешения на строительство».

 Какой либерализм! Отчего бы не написать «посоветовано»? А ведь речь идет о настоящем самострое, без проекта, специальных экспертиз и заключений специалистов.

 И что же? «В адрес генерального подрядчика ЗАО «ЧФСК» неоднократно направлялись телефонограммы о приостановлении строительно-монтажных работ до получения всех необходимых разрешительных документов, однако работы приостановлены не были, – жалуется 19 сентября 2007 г. зампрокурора Курчатовского района жителям микрорайона №10… – Строительные работы будут приостановлены после завершения 6‑го этажа (в целях безопасности) до получения всех разрешительных документов».

 То есть «в целях безопасности» самострой разрешается досамостроить, а уже потом заниматься его оформлением! Новое слово в практике градостроительства. Легко представить, во что превратилась бы, к примеру, Москва, если бы в московской мэрии сидели такие же покладистые и смиренные чиновники, а незаконное строительство грозило бы застройщику только небольшим административным штрафом!

 Разрешение на строительство получено все же было. Его выдал заместитель главы города В. Слободской только 3 декабря 2007 года. А куда деваться, если дом уже практически подведен «под крышу»? Не сносить же… Кстати, как следует из письма жителей Курчатовского района на имя первых лиц государства «в октябре-ноябре 2007 г. из бюджета на завершение самовольной постройки было выделено 19 374 481 рубль». То есть незаконное строительство еще и финансировалось бюджетными средствами с нарушениями!

 Если вы думаете, что эта история для сегодняшнего Челябинска – исключение, то глубоко заблуждаетесь. Вот второй пример: микрорайон №11, в двух шагах от ныне уже легализованного самостроя известного нам ЗАО «ЧФСК».

 – Началось все с того, что в июле 2006 г. во дворе наших домов началось строительство многоэтажного панельного дома. Причем прямо на хоккейной коробке, – рассказывает старшая по дому №13 по улице Чичерина Нина Скотинцева.

 Расположились строители по-хозяйски, в чем автор этих строк убедилась лично. «Отхватив» при этом часть территории бывшего детского сада, который когда-то передали налоговой инспекции, а в скором времени должны были вернуть маленьким челябинцам. Забор стройки прошел прямиком через детскую площадку. Теперь местная ребятня вместо гимнастической перекладины получила кабель высокого напряжения, вместо горок и качелей – высотный строительный кран, разворачивающий стрелу с многотонным грузом прямо над детской песочницей. Уже «пал» на полях строительных баталий яблоневый сад. Частично полегла и липовая аллея, высаженная ветеранами Великой Отечественной к 55-летию Победы. На глазах у этих самых ветеранов строители деревья и выкорчевали.

 Добавим сюда детский коррекционный садик. Под его окнами взрослые дяди из администрации города запланировали несколько жилых 16-этажных домов со встроенными офисными помещениями и подземными стоянками. Учащиеся ближайшей школы и жильцы близлежащих домов вынуждены в буквальном смысле слова ежедневно лавировать среди тяжелой строительной техники…

 Интересно, что на всех этих стройплощадках замечено уже известное нам ЗАО «ЧФСК». И снова постановление об утверждении документации по планировке и межеванию территории микрорайона №11 за подписью и.о. главы города С. Давыдова появляется только 25 января 2008 года. К тому времени стройка уже шла полным ходом. Причем даже на 6 марта текущего года проектная документация на объекты все еще «находится на согласовании в ГУАиГ». А стандартные, как под копирку, ответы возмущенным жителям, рассылает нынешний начальник ГУАиГ Д. Градобоев. В период недавних баталий в микрорайоне №10 он был не кем иным, как… первым заместителем генерального директора и председателем совета директоров ЗАО «ЧФСК», единственным учредителем и руководителем ООО «Альфа-Монтажстрой»! Все понятно?

 И таких историй в столице Южного Урала сегодня не десятки – сотни! Из официального ответа прокуратуры Челябинской обл. директору фонда «Жилье и право» В. Деняеву, например, следует, что на стройплощадке уже знакомой нам компании «Челябстройзаказчик», предоставленной ей постановлением мэра от 27 сентября 2005 г. в аренду для комплексной застройки микрорайона №17, выявлены «нарушения требований градостроительного законодательства, а также нарушения федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе». Еще одна компания из «мэрского пула» – ООО «Артель-С» строило сразу на 9 земельных участках, в том числе и жилые дома, по тому же принципу – без разрешений на строительство, заключений экологической и государственной экспертизы проектов. Не отстает и еще одна компания, судя по количеству выделенных ей без торгов земельных участков, пользующаяся особым доверием у нынешних челябинских властей, – ООО «Стройком».

 Всех их, конечно, по результатам проверки привлекли к «административной ответственности», и даже слегка отшлепали. Простите, оштрафовали. Вот только сумма такого штрафа – крохи по сравнению с теми деньгами, которые получают компании в результате незаконного строительства. И ситуации с самостроем в Челябинске это, естественно, не меняет.

 Многоэтажный дом может быть построен с нарушением всех мыслимых норм, но изменить уже ничего нельзя. На это и расчет: когда строительство идет полным ходом, остановить его можно, только проявив волю и применив власть. А городские чины, когда речь заходит о больших деньгах, нарушений предпочитают не замечать.

В ЖКХ чужих не пускают

 А ТЕПЕРЬ поговорим о реформе жилищно-коммунального хозяйства. И об особенностях ее воплощения в Челябинске. Из интервью Михаила Юревича «Российской газете» 28 июня 2007 г.: «95% компаний, обслуживающих жилье, – частные, муниципальная осталась только одна. Имущество, которое прежде было городским, мы передали им в аренду. И теперь роли поменялись: не мы «обслуживаем жилье», а непосредственно те, кто этим и занимается. А мы следим, чтобы бывшие ЖЭКи делали это хорошо. Люди им платят – и люди имеют право требовать отчета, а если им что-то не нравится, менять управляющую компанию. То есть они уже не «крепостные», а хозяева».

 Так что такое ЖКХ сегодня: головная боль государства или вполне прибыльный бизнес? С тех пор как цены на жилищно-коммунальные услуги стали быстро расти, компании, обосновавшиеся на этом рынке, стали весьма и весьма лакомым куском. Челябинск в этом смысле не исключение: ежемесячно за услуги ЖКХ горожане добровольно «отстегивают» обслуживающим организациям около 3 млрд. рублей.

 – На начало реформы в городе в системе ЖКХ работали 15 МУПов, обслуживавших порядка 23 миллионов квадратных метров жилья, и около 80 ТСЖ и ЖСК, – рассказывает исполнительный директор фонда «Жилье и право», депутат городского законодательного собрания В. Деняев. – Как только объявили начало реформ, все МУПы стремительно банкротятся. Территория города вместе с жителями решением мэра произвольно делится на 14 участков. И на месте целой системы муниципальных жилищно-коммунальных служб как грибы после теплого дождичка, откуда-то появляются 14 частных управляющих компаний (УК) со скромными уставными капиталами порядка 10 тыс. рублей. Каждая из них получает в обслуживание от 800 тыс. до 3,5 млн. кв. м городского жилищного фонда и имущество ликвидированных МУП, исчисляющееся 2-2,5 млрд. рублей. Что, к слову, не осталось без внимания прокураторы. Пока имущество передано в аренду. Но, как известно, у нас государственная собственность имеет свойство активно амортизироваться, изнашиваться и, в конце концов, по очень скромной остаточной стоимости уходить в частные руки.

 Для справки. Средняя прибыль от эксплуатации 1 кв. м жилья в Челябинске составляет чуть больше 30 руб. в год. Причем тот, кто реально машет метлой, убирает подъезды, остается при своих копейках. А вот УК, которым городскими властями на откуп отданы почти 23 млн. кв. м жилья, ежегодно и гарантированно причитается более 600 млн. рублей. Умножьте-ка их на три года! Именно такова реальная цена вопроса реформы ЖКХ по-челябински. А ведь, казалось бы, что такое управляющая компания? Посредник между собственниками и конторами, которые по договорам выполняют всю работу. Все их имущество – стол, несколько стульев, да еще счет в банке, аккумулирующий маржу за работы, выполненные и оплаченные другими.

 При этом заметьте, самих жильцов о том, хотят ли они иметь дело с назначенной мэрией управляющей компанией, никто спросить не удосуживается.

 А что же независимые УК, ЖСК и ТСЖ (товарищество собственников жилья)? В Челябинске их сегодня можно пересчитать по пальцам. И в большинстве своем они не живут – выживают. Поскольку ставятся в явно невыгодные условия. Как и те жители, которые осмелились пойти против воли мэрии, подобравшей для них управляющую компанию. Пример? Извольте!

 19 ноября 2006 г. жители домов №7, 13 и 15 по улице Варненская и №60 по улице Воровского большинством голосов решили последовать настоятельным рекомендациям властей и выбрать в качестве управляющей компании одну из только что созданных городской администрацией – ООО УК «Ремжилзаказчик». Долго и упорно согласовывали договор, поскольку обслуживающая организация пыталась навязать собственникам свои условия. А когда «обслуживающий персонал» наконец понял, что собственники жилья уступать не собираются и даже начали искать новых партнеров среди независимых управляющих компаний, началась активная фаза «обработки населения».

 – Какие-то люди стали ходить по квартирам и откровенно угрожать жильцам, что добром для нас это все не кончится, – рассказывает старшая по дому №15 Елена Кравченко. – В период с сентября 2006 по октябрь 2007 гг. на наших домах систематически появлялись объявления о проведении общего собрания собственников, инициатором которого выступало… руководство «Ремжилзаказчика». С какой стати, спрашиваете? Да потому, что мы к тому времени нашли для себя независимую компанию, которая была готова работать на наших условиях. И хотя решение о смене УК собственники приняли еще в апреле сего года, добиться передачи общего имущества и технической документации на дома нам так и не удалось. Хотя давным-давно, в установленном законом порядке, мы уведомили руководство ООО «Ремжилзаказчик» о том, что больше не хотим иметь с ним дело. И даже обращались в УВД Центрального района города с заявлением о привлечении руководства этой компании к уголовной ответственности за все ее художества по отношению к собственникам жилья. Ответа, как вы понимаете, мы так и не дождались.

 Обращались жильцы и в городскую администрацию, глава которой, как мы знаем, следит за тем, чтобы бывшие ЖЭКи работали хорошо. Ответ пришел из Управления жилищно-коммунального хозяйства. Его начальник А. Любимов сообщил заявителям, что КУИиЗО «направлял уведомление директору УК ООО «Ремжилзаказчик» с предложением передать техническую документацию ООО «Эко-Дом»… Вмешательство администрации города в отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией не допускается законодательством».

 – Пробить административную стенку очень непросто, – проясняет ситуацию В. Деняев. – Недавний пример: при городской администрации создана комиссия по координации деятельности собственников помещений многоквартирных домов, главная задача которой, как декларируется, – содействие созданию и развитию ТСЖ. Поскольку в этой области у нас накоплен богатый опыт, мы решили предложить свои услуги администрации и попросили включить нас в состав комиссии. Ответ начальника Управления ЖКХ был красноречив: «В настоящее время нет возможности включить Вас в состав комиссии, так как она уже сформирована»… Проще говоря, лишних стульев нет!

 Такое поведение становится понятным, когда узнаешь цену вопроса: стоимость услуг ЖКХ за время работы нынешнего мэра выросла вдвое. Введена система оплаты не по количеству жильцов, а с квадратного метра жилплощади. Начато взимание платы за пользование лифтом с жильцов 1–2‑го этажей. И при этом план расходов мэрии на городское ЖКХ в 2007 г., по официальным данным, выполнен лишь на 83,5%. В нынешнем году на капитальный ремонт для Челябинска из федерального фонда реформирования ЖКХ выделено порядка 800 млн. рублей.

 – Мэрия Челябинска в 2006 г. и в этой сфере отметилась скандалом федерального уровня, продавив через городскую Думу повышение тарифов на ЖКХ и тепло сверх установленных норм, – говорит Деняев. – Причем сделано это было в необычно суровую зиму. Хорошо еще, что незаконное постановление Единый тарифный орган все же отменил.

 Впрочем, чему здесь удивляться? Среди депутатов городской Думы немало владельцев тех самых управляющих компаний, для которых повышение тарифов – манна небесная. В частности, комиссию городского хозяйства в Челябинской городской Думе возглавляет Сергей Овчинников. Ближайший соратник мэра и по совместительству – учредитель УК «Созвездие»! Кому, как не комиссии городского хозяйства гордумы, теперь радеть за повышение цен на услуги ЖКХ?

 Интересная деталь: 26 июня текущего года, решив, что в родном городе добиться ответов на все наболевшие вопросы не суждено, группа активистов общественных движений «Народный горсовет» и «Рабочий съезд предпринимателей Челябинской области» организовали пикет в Москве.

 – Письмо Борису Грызлову нам удалось передать лично, – рассказывает Елена Кравченко. – Не успели мы встать в пикет, как мне позвонили из Челябинска: по территории наших домов ходит мэр вместе с руководителем «Ремжилзаказчика», который готов едва ли не тут же все передать и вернуть. А спустя какое-то время, когда первый испуг прошел, мэр уехал. Все осталось на своих местах. Хотя чему удивляться: мы уже давно поняли, что и Юревичу, и его команде на нас с нашими проблемами плевать с высокой колокольни.

Власть в цифрах

 «МНЕ хотелось бы оставить после себя удобный, чистый, культурный город. Здесь живут мои родители, дети, и сам я не планирую менять местожительство. Поэтому все делаю, как для себя». Из интервью Юревича журналу «National Business».

 Общеизвестно: цифры – красноречивее любых слов. С ними сложно спорить. Их можно анализировать и на основании этого анализа делать выводы. Предоставляем это право нашим читателям.

 По данным авторитетного журнала «Финанс», за время своего пребывания во главе администрации Челябинска Михаил Юревич увеличил свое личное состояние вдвое, став самым богатым мэром России. Сейчас оно достигает 4,5 млрд. рублей. Одновременно уличная преступность в городе за два года его правления возросла тоже в два раза. И, как было отмечено во время визита в столицу Южного Урала министра внутренних дел РФ Р. Нургалиева, достигла рекордных показателей – 38 тыс. преступлений за 2006 год. Точных данных по следующим годам обнаружить не удастся. Для общественности это теперь закрытая информация.

 За три последних года стоимость проезда в общественном транспорте Челябинска также выросла практически вдвое – с 6 до 10–12 руб. за одну поездку. Отменены льготы на проезд в общественном транспорте для детей и учащихся. Цена вопроса – 40 млн. рублей. Для сравнения: в 2005 г. Контрольно-счетная палата (КСП) города выявила недополучение доходов «Челябгортрансом» в размере 47 млн. рублей. При этом только на фейерверки, сувениры, приемы и прочие праздничные мероприятия ко Дню города в 2006 г. мэрия потратила более 50 млн. руб. из бюджета.

 Город задыхается от пробок. А мэрия, по данным КСП, в 2007 г. не выбрала 401 млн. руб. бюджетных отчислений на дорожное строительство. Причина, как сказано в документе, «отсутствие у подрядных организаций объемов выполненных работ для выполнения к оплате».

 Одна из самых больных тем – строительство доступного жилья. При бывшем мэре Тарасове индекс доступности рассчитывался следующим образом: соотношение стоимости квадратного метра жилплощади и средней заработной платы. Если две среднемесячные зарплаты равны или превышают стоимость одного квадратного метра жилья – оно доступно. Так вот, за последние три года стоимость квадратного метра в Челябинске выросла на 400%!

 О том, как щедро Юревич и его заместители наделяли городской землей определенные строительные организации, мы уже говорили. Однако есть в земельном вопросе еще одна лазейка, куда утекают сегодня самые лакомые «куски» городской земли, предназначенные для банков, гостиниц, торговых и досуговых комплексов и т.д. По существующему законодательству, землю под такие объекты можно передавать в аренду и без торгов. Но только в том случае, если на нее претендует только один застройщик. Легко догадаться, что организовать одного претендента не так сложно. Ну не желают челябинские строители участвовать в самых привлекательных торгах, и все тут! Попробуем разобраться, почему.

 Как мы уже рассказывали, ОАО «Макфа» в октябре 2005 г. на смешном аукционе в споре с единственным конкурентом – своей дочерней структурой выиграла право на аренду весьма заманчивого земельного надела в районе «Родника», практически в центре Челябинска. Причем за участок в 7,2 га был уплачен 21 млн. рублей. Следовательно, один гектар аренды обошелся семейной компании Юревичей в 2 млн. 917 тыс. рублей. А приносить участок, по экспертным оценкам, может около миллиарда рублей ежегодно!

 Через полгода, 16 мая 2006 г. на очередных торгах всем желающим было предложено два лота площадью 0,479 и 0,3469 гектара. Стартовая цена гектара этих двух окраинных участков – 48 млн. 478 тыс. и 51 млн. 213 тыс. рублей. Почувствуйте, как говорится, разницу!

 Кстати, цена, установленная мэрией для этих майских торгов, дает прокуратуре все основания поставить вопрос о прямых потерях бюджета города от внеконкурсного (да и такого «конкурсного» тоже!) распределения участков в 2005 году…

 Что еще можно сделать полезного, имея в руках власть над миллионным городом? Об этом будет история третья – «Волшебная палочка власти». Читайте в одном из ближайших номеров нашей газеты.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram