Всё труднее становится понять – активизируется ли премьер Медведев накануне выборов президента или нет? С одной стороны – он настаивает на жёсткой позиции в торговых отношениях России с Белоруссией, с другой – пропускает важные заседания правительства и Совбеза.
Тем временем президент занял выжидательную позицию, опасаясь внешнеполитического разрыва Белоруссии с Россией. Говорят, что Дм. Медведев этой его позицией «обескуражен». Тем временем белорусский президент А. Лукашенко недвусмысленно намекнул, что для России политическая цена бухгалтерского подхода к отношениям с Белоруссией будет неимоверно выше, чем цена на газ.
Понятно, что очень интересно выискивать трещины в отношениях уважаемого президента и никакого премьера. Вот и сейчас вновь заговорили как раз о таких трещинах.
Дело в том, что ситуация в экономике страны тяжёлая, и г-ну Медведеву уже пришлось сильно залезть в золотовалютные резервы, чтобы закрывать расходную часть бюджета. И В. Путин этим крайне недоволен, поскольку получает обращения, что «надо спасать экономику. А для этого менять Дм. Медведева на Правительстве». После отсутствия Дм. Медведева на совещаниях В. Путина с членами правительства 14 марта и с членами Совбеза 17 марта даже в СМИ стала обсуждаться тема возможности или невозможности отставки Дм. Медведева.
Между тем на ситуацию с аппаратной борьбой за «сваливание» Дм. Медведева можно взглянуть и с другой стороны, в свете нет-нет да и возникающих разговоров о состоянии здоровья президента. Мол, если бы со здоровьем президента России было бы всё благополучно, то его ближнее окружение не озаботилось бы «сваливанием» Дмитрия Анатольевича с правительства. То есть с позиции официального преемника президента страны.
Напомним, что старт компании за «сваливание» Медведева был дан 2 марта «вбросом» в Сеть фильма Навального «Он вам не Димон!» с обвинениями г-на Медведева в коррупции. Позднее как проявление какого-то неблагополучия можно рассматривать и случай 16 марта на съезде РСПП, когда президент не смог прочитать записи в своём блокноте, обратив это в шутку. При этом «сваливание» премьера, очевидно, исходит и из желания тех, кто его валит, повысить степень своего влияния на президента и, соответственно, степень манипулирования процессом принятия им решений.
Между тем следует отметить хотя бы одно достоинство Дм. Медведева для В. Путина как человека, находящегося на позиции официального преемника президента России. У него отсутствует собственный силовой ресурс, его людей нет во главе ни одной силовой структуры.
Если г-на Медведева действительно свалят, то президенту будет трудно найти другого главу правительства, не связанного с силовыми структурами. Например, говорят, что В. Володин связан с частью ФСБ России, с Н. Патрушевым и А. Бортниковым. С. Собянин – с В. Золотовым и, значит, с «Национальной гвардией» и, вероятно, через В. Золотова же – с ФСО. И. Сечин – с другой частью ФСБ и, возможно, с ГРУ. Поэтому любой иной глава правительства после Дм. Медведева будет связан с силовыми структурами. А это будет означать уменьшение степени аппаратно-политического манёвра президента. И как следствие: возрастание риска того, что его официальный преемник и связанные с ним «игроки в верхах» власти и госбизнеса могут использовать имеющийся силовой ресурс для «дворцового переворота».
Так что пусть лучше хворает на здоровье. Зачем нам перевороты?