До внеочередных сентябрьских выборов в Госдуму чуть меньше двух месяцев. Но среди их участников вдруг начала нарастать неразбериха. Как говорят сегодня – концепция резко поменялась и состав Думы нового созыва должен стать вовсе не таким, каким его недавно декларировали в Кремле. Напомним, что в начале года из администрации президента (АП) был дан чёткий посыл – в новом составе Госдумы должны остаться все четыре ныне представленные партии. А состав депутатов от «Единой России» обновлён на 70%.
Замена депутатов от ЕР должна была проходить за счёт беспартийных членов путинского «Народного фронта». Медведевская «Единая Россия» должна была получить примерно 50% голосов. По замыслу именно «фронтовики» должны были обеспечить ей конституционное большинство. Но что-то пошло не так.
Началось с того, что в компанию по выборам в качестве кандидата включился сам заместитель руководителя АП В. Володин. После этого пошли слухи, что он уходит из АП в Госдуму. Так сказать – «на усиление». Вместе с этим заговорили о том, что депутаты от ЕР должны получить даже намного больше, чем две трети депутатских мандатов.
Но как в этом случае быть с договорённостями, которые были достигнуты ведущими оппозиционными партиями с Кремлём в обмен на их лояльность нынешнему экономическому и внутриполитическому курсу правящей в стране «элиты»? Речь о количестве мандатов для КПРФ, ЛДПР и СР. Сломать эти договорённости без скандалов, скорее всего, не получится. Так что лидеров парламентских партий будут водить за нос до последнего, вплоть до подсчёта результатов выборов в Госдуму. Чтобы сказать после подсчёта голосов – так проголосовал народ.
Любопытно, что в АП всё последнее время одно за одним идут совещания с участием кандидатов-списочников и глав регионов, входящих в территориальные группы «Единой России». При этом представителей руководства «Общероссийского Народного фронта» на эти совещания не приглашают. Из союзников они стали конкурентами: испугали власть тем, что поверили в своё предназначение что-то изменить в жизни страны. Наивные…
Тем временем из Центрального штаба ОНФ идут такие сообщения. Мол, у части активистов ОНФ возникли претензии к «Единой России». Начались они после скандальных предварительных выборов кандидатов от ЕР, которые прошли в мае. Тогда многих видных членов правящей партии до выборов попросту не допустили. В партии появились предпосылки к расколу. Не допустить этого можно было только ценой жертвы наивными «фронтовиками», которые мечтали попасть в Думу, как им обещали. В ответ «верхушка» актива ОНФ стала угрожать уходом из движения, после чего пропала с экранов ТВ.
Так что специалисты вполне обоснованно замечают: да, смена депутатов ЕР должна была идти прежде всего за счёт «фронтовиков». Но ОНФ оказался для власти опасным оружием. По мере становления движения его активисты стали всё сильнее критиковать ситуацию в экономике и даже претендовать на участие в настоящей политической борьбе. И кому, спрашивается, нужны новые «вольтерьянцы», когда под рукой верные старики и номенклатурщики советского образца?
Понятно, что о новой «концепции выборов» стало известно и в так называемых оппозиционных парламентских партиях. Ясно же, что «сокрушительная» победа ЕР на выборах будет возможна только за их счёт. Говорят, что в «Справедливой России» даже совещание прошло по этому поводу. Её лидер сделал предположение, что Кремль может «кинуть» партию с договорённостями по выборам в сентябре. Мол, по его данным, у СР и других парламентских партий будут «отжимать» проценты по партспискам и победы в округах в пользу «Единой России».
Такое же совещание с той же повесткой дня провёл и лидер КПРФ Г. Зюганов. Он, как и положено, верит в доброго царя, которого обманывают бояре, и обещал пожаловаться на Володина президенту Путину.
Но не это главное. Главный коммунист обещал прояснить с Путиным ситуацию с коалиционным послевыборным правительством России! Сказал, что на возможность создания такого правительства ему намекал сам В. Путин на недавней встрече «тет-а-тет». При этом, говоря о вхождении коммунистов в правительство, тов. Зюганов заявил, что «КПРФ – патриотическая партия и поддерживает генеральную линию внешнеполитического курса президента».
И здесь стоит остановиться подробнее. Похоже, главная интрига предстоящих досрочных выборов в Думу и заключается в увлекательной игре – «Составь новое правительство»!
Путин, как известно, даже предложил написать альтернативный план развития экономики, отличный от протухших до смрада либеральных планов Кудрина. Уже хорошо – раньше всё нахваливал своего друга по работе в питерской мэрии. При этом совершенно очевидно, что любой прорывной план с элементами государственного регулирования экономики при слабеньком Медведеве принят не будет. А ждать уже некогда. Поэтому и произошла смена концепции предстоящих выборов. «Единая Россия» должна получить абсолютное большинство, чтобы Дм. Медведеву, официальному лидеру ЕР, не стыдно было переползти в депутаты и автоматически занять пост председателя Госдумы, уже не мешая стране и её развитию.
Остаётся раскинуть пасьянс с новыми фигурами. Специалисты, правда, никого нового в этом пасьянсе не видят. И всё же.
Концепция формирования правительства кардинально изменится: оно станет правительством народного единения (консолидации, сплочения) народа вокруг В. Путина.
Любопытно, что и в ближнем окружении руководителя АП С. Иванова заговорили о неких перспективах после сентябрьских выборов. С. Иванов становится председателем правительства; Дм. Медведев перемещается на пост председателя Госдумы.
Нынешнего председателя С. Нарышкина назначают директором СВР вместо М. Фрадкова…
Понятно, что не только в АП, Госдуме и на всех бескрайних просторах нашей великой Родины давно ждут смены правительства. Пересказанные выше слухи и чьи-то «хотелки» выглядят вполне своевременными, впрочем, как и 2–3 года назад. Но подобные слухи никогда не сбывались. Вот и сейчас что-то подсказывает, что всех желающих счастливой для страны развязки затянувшейся истории ждёт финал в стиле известной пьесы Николая Островского «Бесприданница».
Главное действующее лицо – красивая бедная дворянка Лариса Огудалова (в нашем случае это – российское общество). Ларису воротит от перспективы прожить жизнь с постылым мужем, мелким чиновником Карандышевым (это нынешний премьер). Она просит, чтобы друг её детства, уважаемый и авторитетный купец Василий Вожеватов (в нашем случае президент) хотя бы посочувствовал ей и дал совет. Но Вожеватов отказывается, поскольку обещал другому купцу – Кнурову, выигравшему Ларису на деньги, её не трогать. Вот предположительный финальный диалог общества и президента в изложении Островского:
– Вася, я погибаю!
– Лариса Дмитриевна, голубушка, ничего не поделаешь.
– Вася, мы с тобой с детства знакомы, почти родные; что мне делать – научи!
– Лариса Дмитриевна, и рад бы, но ничего не могу. Верьте моему слову!
– Да я ничего и не требую от тебя; я прошу только пожалеть меня. Ну хоть поплачь со мной вместе!
– Не могу, ничего не могу.
– И у тебя тоже цепи?
– Хуже, Лариса: кандалы!
– Какие?
– Слово честное. Купеческое.
Понятно, что в этих словах лишь отдалённо угадывается современная драма. Но и мы наслышаны о честном слове, якобы данном участниками тандема друг другу в тяжёлую годину испытаний. А такими словами на таком уровне не разбрасываются. Как минимум, ждать до весны 2018 года.
«Лариса» к тому времени явно постареет и лучше не станет.