Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика

На пути к новому Венскому Конгрессу

, 17:35 , Главный редактор АН

В этом году исполнилось ровно 200 лет завершения работы Венского конгресса, где европейскими монархиями были подведены итоги Наполеоновских войн. Страны-победительницы – а это Россия, Англия, Австрия и Пруссия – сгладили на том конгрессе политические противоречия и попутно перекроили границы Европы, по которым она и жила почти сто лет.

В результате территория современной Бельгии вошла в состав Нидерландов. Итальянские провинции Ломбардия, Тоскана, Венеция и Парма отошли от Австрии, которой они тогда принадлежали, к немецким Габсбургам. Италии как таковой в начале ХIХ века ещё не было. Дания лишилась своей Норвегии: она была передана Швеции. Герцогство Варшавское – вассальное наполеоновское образование – перешло Российской империи и стало на сто лет её частью – Царством Польским. За несколько лет до конгресса в состав России вошла и Финляндия, которую нам отдали шведы по результатам войны 1809 года.

Следующий передел Европы случился после Первой мировой войны, когда исчезли Австро-Венгрия и Российская империя. В итоге на карте Европы появилось много новых государств, но и их границы были перекроены в результате Ялтинской конференции, в которой участвовали лидеры стран антигитлеровской коалиции – СССР, Британии и США.

Договорённости Сталина, Черчилля и Рузвельта были закреплены в 1975 году на общеевропейском совещании в Хельсинки, где все страны Европы и США подтвердили нерушимость границ. Но и это соглашение, как все предыдущие типа Венского конгресса, в результате оказалось не дороже использованной туалетной бумаги. Началось с того, что ФРГ по-тихому и без всяких референдумов проглотила страну – члена ООН – ГДР. Далее были распад СССР и перекройка политических и географических карт Восточной Европы и Балкан. Затем наступило новое затишье на 20 лет.

Спрашивается – к чему эти воспоминания? А вот к чему: подошло время новой перекройки географических карт. Начало этому процессу положил разгром Югославии авиацией НАТО. Москва огрызнулась: сначала в 2008 году в Грузии, а после вооружённого переворота в Киеве – в Крыму и на востоке Украины. Процесс реформирования Украины теперь едва ли остановить. А чтобы это поняли в рядах нашего потенциального противника, Москва начала бомбёжки бандитов-головорезов в Сирии. Так сказать – для острастки и демонстрации военных возможностей.

Но едва ли появление мощной военно-воздушной базы на северо-западе Сирии было экспромтом Кремля. Вот о чём говорит простой анализ дат официальных событий, произошедших с мая этого года.

28 мая В. Путин подписал указ о засекречивании потерь при спецоперациях в мирное время. И тут же получил обвинение в том, что указ доказывает ведение войны на территории Украины. Но речь шла о Сирии. Именно там готовилась спецоперация в мирное время, что не одно и то же с моральной и материальной поддержкой ополченцев в Донбассе. А если был указ, значит, решение о спецоперации принималось за 2–3 недели до его подписания. Об этом свидетельствует официальный сайт Кремля.

По словам нашего источника в администрации президента, решение о поддержке законного президента Сирии созрело после Парада в честь 70-летия Дня Победы, который Запад «не заметил». Утверждение этого решения произошло 12 мая (в день рождения еженедельника «Аргументы недели») на совещании с руководством Минобороны и представителями ВПК. В тот же день об этом проинформировали США и другие государства. И в тот же день в Сочи прилетел госсекретарь США Керри. Говорили – привёз предложения по Украине. Нет, речь шла именно о Сирии – Украину «серьёзные пацаны» в то время уже не принимали в расчёт, с ней всё было ясно. Но разговор, как видно, не получился, и сразу после встречи с Керри – 13, 15 и 16 мая были три совещания подряд по вопросам развития Вооружённых сил.

Далее начались контакты с возможными союзниками на Ближнем Востоке:

14 мая – Ливан (лидер «Мустакбаль» Саад Харири); 21 мая – Ирак (премьер-министр Хайдер Абади); 26 мая – Китай и Индия (встреча с представителями БРИКС, курирующими вопросы безопасности).

Далее к Путину поехали возможные противники:

8 июня – Турция (телефонный разговор); 13 июня – опять Турция (приехал Эрдоган); 18 июня – министр обороны Саудовской Аравии.

Итоги переговоров с противниками бомбёжки ИГ были такими: Турция с 3 июля заморозила газовый «Турецкий поток». Постарались и саудиты. С 12 мая нефть начала падать с годового максимума в 67 долларов за бочку до нынешних 47 долларов.

Таким образом, Москва всё же решила отскочить от края пропасти, к которой её подталкивали западные «коллеги». С устранением сирийского президента Асада силами ИГ и так называемой «умеренной оппозиции» не оставалось препятствий тянуть нефтяную и газовую трубы из Катара и Саудовской Аравии в Западную Европу через Ирак и Сирию. Российская экономика, зависимая от нефтегазового экспорта, получила бы смертельный удар, после того как дешёвая и лёгкая арабская нефть пошла в страны ЕС.

Российские бомбёжки ИГ стали началом второй спецоперации по сохранению России в качестве крупнейшей экспортной нефтегазовой державы. Первая спецоперация была проведена в прошлом году. Тогда в результате военного противостояния ДНР и ЛНР против Киева были заблокированы действия американского нефтяного гиганта Chevron по добыче сланцевого газа в Восточной Украине. Именно там сосредоточены крупнейшие в мире запасы сланцевого газа.

Но вернёмся в Сирию. На фоне эффективных российских авиаударов США оказались в ситуации 1944 года, когда советские войска были готовы в одиночку захватить гитлеровскую Германию и Вашингтону пришлось срочно открыть второй фронт. Вот и сейчас американские военные уже планируют наступление силами сирийских курдов на город Ракка – административный центр бандитской группировки «Исламское государство» (ИГ). В Вашингтоне вдруг поняли, что вся Сирия может оказаться под российской «крышей», и готовы поделить страну, как в своё время Германию, Вьетнам или Корею.

Понятно, что драматические события на Ближнем Востоке пока не тянут на то, чтобы стать причиной перекройки европейских границ. Такое может произойти лишь в результате большой войны между сверхдержавами. Вот только нужно ли это? Европейское население к войне не готово и боится её как чёрт ладана. Соединённые Штаты, которые прошедшие два десятка лет вели бесконечные войны в разных частях мира, также не очень-то хотят связываться со страной, которая имеет идеальное «оружие возмездия». Даже патриарх антироссийской политики Збигнев Бжезинский на страницах Financial Times призывает американские власти «проявить стратегическую смелость» и взаимодействовать с Москвой.

Если так пойдёт дальше, то и в самом деле будет недалеко до нового «Венского конгресса», после которого наступят очередные 100 лет мира. Заинтересованные державы нарисуют новые границы для Ирака, Палестины, Израиля, Сирии, Турции и даже Курдистана. Альтернатива – резня будет там продолжаться бесконечно. И бесконечно будет исходить опасность для России.

А если слегка приземлиться, то нелишне ещё раз повторить: главной задачей для президента В. Путина и для власти в целом остаётся избавление экономики от чрезмерного влияния нефтегазовой «пятой колонны» внутри страны. Иначе ему придётся до бесконечности планировать спецоперации по её защите. Когда-то это может кончиться очень плохо.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram