Аргументы Недели → Политика № 43(435) от 13.11.2014

О роли Люцифера в падении рубля

, 16:46 , Главный редактор АН

В начале недели в Москве случилось событие, о котором зачем-то раструбили по всему миру. В городе резко и гадко запахло вулканической серой, или сероводородом. МЧС и другие специальные службы сбились с ног в поисках злоумышленника-отравителя, но никого не нашли. Не иначе – Москву вновь посетил г-н Воланд, персонаж романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», более известный как Сатана, или Люцифер. Это исчадие ада могло стать причиной столь резкого запаха преисподней.

Спрашивается, чего это он? В 30-е годы прошлого века Воланд нанёс визит, пытаясь навести порядок в Союзе советских писателей. Наказал воров, отрезал кое-кому голову, устроил любителям халявы представление с раздачей червонцев, которые на другой день превратились в резаную бумагу. И тут – стоп! Вот оно – мистическое объяснение того, с какого перепугу наш рубль обесценился практически наполовину. Стало быть – наших банкиров, включая самую главную, попутал чёрт. Они дружно нахваливают его сомнительное деяние. Мол, доллар по 50 рублей – для граждан благо.

Впрочем, винить «тёмного властелина» во всех бедах нашего «многострадального отечества» стоит едва ли. Если проанализировать довольно короткую цепь событий, объяснение найдётся вполне земное. Итак, отчего вдруг совпало резкое обесценивание рубля с обвалом мировых цен на нефть?

Напомним, что за минувший год несколько делегаций самого высокого уровня из Саудовской Аравии посетили Россию. Официально говорили о положении в Сирии. Но, скорее всего, это было ширмой. На самом деле у наших двух стран, главных экспортёров нефти в мире, появилась общая головная боль. США оповестили весь мир о желании развивать семимильными шагами добычу сланцевой нефти и газа. Это стало рентабельным при цене за бочку нефти больше 100 долларов. Причём с ростом добычи сланцевой нефти её цена будет, естественно, падать. Падать до такого уровня, когда прибыль от продажи нашей нефти за рубеж начнёт стремительно сокращаться.

Очевидно, единственным способом избавления от такой угрозы стало бы разорение большинства американских сланцевых нефтекомпаний. Они набрали кредитов под новые разработки и не смогут их отдать при цене за сланцевую нефть и газ значительно ниже её себестоимости примерно в 100 долларов. И есть все основания полагать, что решение о снижении мировых цен было принято в мае текущего года, когда министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал посетил Москву для встречи с нашим президентом. Далее случилось то, что вполне вписывается в предлагаемую модель. В мае мировая цена на нефть была в районе 110 долларов за бочку. Далее, как будто «напоследок», в июне взлетела до 115 долларов. Затем началось её плавное снижение. 10 сентября она опустилась ниже отметки в 100 долларов, 15 октября – 85, сегодня «пляшет» вокруг отметки 82. Уже появились сообщения из США о начале закрытия и даже разорения «сланцевых» нефтекомпаний. Стало быть, первая часть операции проходит успешно.

Но вот вопрос – а нам что с этого? Бюджет страны на ближайшие три года свёрстан из расчёта цены на нефть в 96 долларов за бочку. Как жить при 80? От чего отказываться?

Ответ – ни от чего. И здесь вступает в силу вторая часть операции. Касается она только России и основана на обменном курсе доллара за рубль.

Годовой госбюджет Российской Федерации на 2015 год равен примерно 15 трлн. рублей. Он выполняется при обменном курсе доллар-рубль из расчёта 1:37. И цене за бочку нефти в 96 долларов. Если цена на нефть будет в районе 80 долларов за бочку, тот же самый бюджет будет исполнен при курсовой стоимости доллара из расчёта 1:46. Как заявил министр финансов Силуанов, падение курса рубля к доллару на 1 рубль даёт бюджету прибыль примерно в 200 млрд. рублей. Так что падение этого самого курса с 37 до 46 рублей за доллар даст прирост бюджета на 1 трлн. 600 млрд. рублей. Как раз хватит на то, чтобы компенсировать падение цены до 80 долларов за бочку. Что и произошло. То есть – выше 46 рублей расти уже нельзя. А вот падать ниже – сколько угодно! Хоть до 200…

Понятно, при обычных условиях такой обвал курса рубля должен вызвать обвальный рост цен в первую очередь на продовольствие. Но этого, скорее всего, не случится. После введённых ЕС и США санкций и введения ответных санкций со стороны Москвы поток импортных продовольственных товаров, которые покупались за доллары и евро, сошёл на нет. Резко включились в дело наши фермеры, наращивают поставки китайцы и латиноамериканцы. «Жисть», как говорится, стала налаживаться. Лица министров, банкиров и премьера светятся от счастья: государственный бюджет за счёт курсовых махинаций с валютами будет наполнен рублёвым содержанием.

Большинству граждан страны, кто живёт на фиксированную рублёвую зарплату, от этого не легче. Цены всё равно стремительно растут, и угроза безденежья как была, так и остаётся. Сырьевая экономика продолжает держать страну на грани очередной финансовой катастрофы, что привела к распаду СССР. На этот раз «сланцевую» опасность удалось купировать. Под «асфальтовый каток» превентивных мер попала даже Восточная Украина, где запасы того самого конкурентного «сланцевого газа» оказались едва ли не крупнейшими в мире. Заниматься его добычей в условиях гражданской войны никто не станет. Так что военные репортажи из ДНР и ЛНР в обозримом будущем закончатся едва ли.

И в чём, спрашивается, позитив? А хотя бы в том, что можно самостоятельно посчитать курс доллара по отношению к рублю исходя из мировой цены на нефть. Это не намного сложнее, чем искать в московских трамваях говорящего чёрного кота с примусом, верного спутника г-на Воланда.

Иначе – откуда в Москве запах серы?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram