Запад с напряжением следит за событиями, происходящими на Украине. После впечатляющего результата референдума, проведённого в Донецкой и Луганской областях, европейские и американские СМИ впали в пессимизм. Всё больше экспертов и аналитиков понимают, что восток Украины идёт по пути Крыма. Так или иначе, но через некоторое время этот регион вернётся в орбиту влияния Москвы и, скорее всего, войдёт в Таможенный союз.
Причём радикально помешать этому процессу Запад уже не в состоянии. До референдума ещё были сомнения в массовой поддержке населением самостоятельности Донецкой и Луганской народных республик. Но длинные очереди на избирательные участки их во многом развеяли. Стало понятно, что сохранить единство Украины не получится даже с помощью армии и боевых действий. Причём Киеву не помогут и вопли: «Америка с нами!» Как заявил влиятельной американской газете The Wall Street Journal бывший министр обороны США Роберт Гейтс, «возможности США влиять на украинский кризис – ограничены». По его словам, сейчас «не существует реалистичного военного варианта. И в краткосрочном периоде США мало что могут сделать».
Р. Гейтс советует своему правительству готовиться играть вдолгую. Для начала, по его словам, нужно «решить, какой ответ Вашингтон может дать на границах России в том смысле, чтобы гарантировать этим государствам свободу выбора: чьим союзником они хотят быть и с кем хотят иметь экономические отношения». Понятно, что, не сумев ничего добиться наскоком, американцы готовятся вредить нам в регионе методично и долго. Но, похоже, они уже понимают новую реальность и готовы решать вопросы будущего Восточной Украины.
Однако сейчас мало кто на Западе сомневается в выборе вновь возникающего государства с названием Новороссия. В перспективе в него войдут восемь юго-восточных областей Украины. Французская газета Le Figaro считает, что «украинский кризис 2014 года уже можно считать зарёй новой геополитической эры для Европейского континента. Расширение западной демократии на Восток, как кажется, подошло к концу». Словом, расширяться теперь будет Россия. Ещё несколько месяцев назад над подобным утверждением посмеялось бы подавляющее большинство серьёзных политиков в Берлине, Париже, Лондоне и Вашингтоне. Всё изменил киевский майдан. В результате украинского переворота Россия получила шанс для возвращения в европейскую политическую игру, откуда она выбыла в результате распада СССР.
Как считают французы, сейчас стратегия Москвы «имеет финальной целью превращение России в страну, доминирующую на континенте». Для этого она в первую очередь должна увеличить свой демографический вес. Скорее всего, вопрос будет решаться в рамках Евразийского или Таможенного союза. Как посчитали французские аналитики, потенциально под эгидой этой организации Россия может объединить более 190 млн. человек.
В их число кроме собственно россиян войдут 21,5 млн. жителей восточных и южных областей Украины – та самая Новороссия плюс Белоруссия – 9,5 млн. человек и Казахстан – 16 миллионов. К тому же наша страна может рассчитывать на результаты своей политики по возвращению соотечественников и в области иммиграции. Так что цифра в 200 млн. выглядит вполне реальной. Понятно, что со столь большим населением Таможенный союз обретёт очень большой вес в Европе, да и во всём мире. Такой огромный рынок будет ещё сложнее игнорировать или душить санкциями.
В свою очередь Украина пройдёт обратный путь. Из одной из самых больших стран Европы по населению и площади она превратится в подобие Румынии. Только без выхода к морю. «Достойный» результат безоглядной евроинтеграции и игнорирования Киевом требований половины населения страны.