Бывший и, стоит надеяться, будущий президент России Владимир Путин известен своим крайне щепетильным отношением к единожды данным обязательствам и однажды достигнутым договорённостям. В том числе и таким, за которые впоследствии его усиленно и даже справедливо критикуют. Много копий, в частности, было сломано вокруг гарантий, якобы предоставленных им 11 лет назад так называемой «ельцинской семье». Но не слишком ли много воды утекло с тех пор, и не станут ли некоторые скандальные события вокруг несостоявшегося «второго срока» для Дмитрия Медведева поводом для «переоценки тех ценностей»?
Старики-разбойники
Конечно же, официально факт наличия каких-либо «гарантий» никто никогда не признавал. Но тем крепче была всеобщая убеждённость, что они были и есть. И какие бы скелеты в последующие годы ни вываливались из бронированных шкафов ельцинского окружения, какие бы проблемы с бизнесом и репутацией у них ни возникали, как бы ни было велико желание отдельных советников Путина воспользоваться этим в своих меркантильных или политических интересах, ни один волос не упал с соответствующих голов, и ни один рубль не был изъят из соответствующих карманов.
Важный момент: Владимир Путин строго соблюдал условия этой «несуществующей» конвенции даже тогда, когда другая её сторона, казалось бы, пошла на прямое нарушение своих обязательств. Самыми важными из которых, как считается, были политический нейтралитет и полное невмешательство в вопросы управления страной.
Спустя всего лишь год после смерти первого президента России Бориса Ельцина, чьё честное слово по крепости было вполне сравнимо с путинским, намного менее сдержанная «семья и свита» вдруг перешла в наступление. Теперь уже сложно судить, что здесь сыграло свою роль, – или изрядно пошатнувшееся в ходе кризиса финансовое благополучие отдельных «кошельков», многолетняя неудовлетворённость властных амбиций, или, может быть, рекомендации западных друзей и товарищей. Могло быть и так: воцарение на первый взгляд такого манипулируемого, такого вроде бы «внушаемого» Дмитрия Медведева просто вскружило отдельным закулисным стратегам голову.
Факт остаётся фактом: начиная с какого-то момента СМИ открытым текстом начали писать о возможном «семейном реванше», который – сюрприз! – вдруг стал непосредственно увязываться с идеей «второго срока для Дмитрия Медведева». Хронологически пик такого рода умонастроений
пришёлся на мероприятия к 80-летнему ельцинскому юбилею, прошедшие в общем-то не так уж и давно – в начале текущего года.
Что же произошло за эти 10 месяцев, почему радужная картина чаемого благополучия отдельных «заинтересованных лиц» вдруг лопнула в одночасье как мыльный пузырь? Даже спустя два месяца после самоотречения Дмитрия Медведева от будущего президентства нет никакой, даже примерной, ясности. Есть только симптомы и «косвенные признаки», один любопытнее другого.
Первое и самое главное – внезапно и резко, ещё летом, замолчала «старая семья». Прекратила вести свои публичные дневники Татьяна Дьяченко. Вновь нырнул в информационную тень Александр Волошин. Впрочем, перед этим он, по легенде, написал одному из дружественных политологов на листке бумаги фамилию будущего президента. На этом листке якобы была проставлена дата «прогноза» (апрель 2011). Недавно этот прогноз был наконец-то явлен народу в виде слегка помятой салфетки уже почему-то без даты, но зато с чётко читаемой надписью – «В. Путин».
Как-то резко «ушёл в тину» Олег Дерипаска, ещё в начале года на равных бившийся с Владимиром Потаниным за контроль над «Норильским никелем». Формально он и «семейным» быть уже перестал, поскольку наконец-то оформил давно ожидаемый развод с Полиной Юмашевой. Впрочем, недавно «Новая газета» вдруг опубликовала некий любопытный документ за подписью верного президентского помощника Аркадия Дворковича, из которого вроде бы следовало, что все эти месяцы и даже годы президентская команда не оставляла финансовые интересы Дерипаски своей заботой и опекой. А тот факт, что после такого термоядерного «слива» Аркадий Дворкович не был немедленно отправлен в отставку в связи с «утратой доверия», свидетельствует лишь о том, что действовал он по взаимному согласию и в полном доверии со своим шефом... Но сам Дерипаска, в отличие от неосмотрительного друга Аркадия, почти не «засветился» даже в ходе нашумевших лондонских разборок между Березовским и Абрамовичем.
В общем, могущественные кулуарные силы, вроде бы изначально «двинувшие» Дмитрия Медведева на второй срок, вдруг, как по мановению волшебной палочки, самоустранились от процесса. А вслед за этим вскоре сдулся и сам процесс. До поры до времени остались надувать его изнутри лишь те, у кого пока собственного запаса прочности явно не хватало: та самая «молодая семейная поросль», которая за пару лет активной «движухи» приобрела некие самостоятельные амбиции. И это вторая важная тенденция последних месяцев.
Молодые слишком ранние
Над персональным составом этой «поросли», «новой медведевской семьи», приоткрыл завесу тайны опальный банкир Андрей Бородин. Его интервью «Ведомостям» произвело в определённых кругах эффект разорвавшейся клизмы. Как внезапно выяснилось, вот уже несколько лет в России действует группа товарищей, представляющаяся эмиссарами Дмитрия Медведева. Называются фамилии: Игорь Юсуфов, Сулейман Керимов, примкнувший к ним глава ВТБ Андрей Костин.
Помимо названных Бородиным «видных дагестанцев» Юсуфова и Керимова в СМИ активно замелькал в несвойственных ему по должности ролях и «дагестанец по жене» – уже упомянутый выше Аркадий Дворкович. А сама супруга скромного помощника президента, Зумруд Хандадашевна Рустамова 1970 г.р., за эти годы – как выяснилось! – продемонстрировала воистину универсальные бизнес-таланты, о которых Елене Батуриной, зацикленной на своём строительно-пластмассовом «Интеко», остаётся только мечтать. В разные периоды она успешно заседала в советах директоров таких разношёрстных компаний, как Российский Банк Развития, «Росгосстрах», «Всероссийский выставочный центр», «АЛРОСА», «Росагролизинг», «Полиметалл», «Международный аэропорт Шереметьево», ОАО «ММК», ОАО «Ханты-Мансийский банк», ОАО «Полюс Золото», ГК «ПИК»...
К этой же когорте медведевских «молодых да ранних» вполне можно было, судя по публикациям в СМИ, отнести и многопрофильного предпринимателя Григория Берёзкина, в своё время сделавшего капитал на работе с Анатолием Чубайсом, и ещё одного выходца из «дупла чубайсова» – свеженазначенного собирателя «Большого Медведевского Правительства» Михаила Абызова.
Вот только сам Анатолий Чубайс уже публично сокрушается, что на предстоящих думских выборах впервые за 20 лет голосовать ему не за кого. С чего вдруг такой пессимизм из уст «видного реформатора»? Может быть, объяснение тут простое: за эти месяцы общественность с удивлением для себя узнала, что есть не только какие-то «новые медведевские», но и примерно поняла, чем именно они занимаются.
Ну, к примеру. Описывая в интервью «Ведомостям» действия
Юсуфова-младшего по выкупу у него акций «Банка Москвы», Бородин прямо заявляет: «С его слов выходило, что они с президентом делят прибыль и активы и что он является одним из лиц, уполномоченных держать активы, входящие в сферу интересов Медведева. Например, Юсуфов сказал, что
представляет интересы Медведева в «Основе телеком», которая владеет лицензией на мобильное вещание в диапазоне 4G, «Уралкалии» и других проектах...
С конца декабря (2010 г.) Юсуфов стал менее осторожен и стал называть разные имена. Он всегда выражался достаточно прямо: «мы создаём для «молодого человека», как он называл президента Медведева, «пенсионный фонд» или «будущую финансовую империю». Вот именно такими выражениями он говорил».
Так проходит слава мирская
Поток этих сравнительно новых для стороннего уха фамилий, компаний и связанных с ними конфликтов (для описания которых не хватит и десяти газетных статей) обрушился на публику именно в последние 10 месяцев. Единожды выплеснувшись «из-под ковра», он очень быстро подмял под себя те политические процессы, которые вроде бы сами должны были его подпитывать. Сейчас сложно судить, что это было – фальстарт, связанный с нетерпеливостью отдельных интересантов, или действительно результат «недружественного влияния» некоей третьей силы, увидевшей угрозу для себя в медведевском окружении.
Но есть и ещё одна очень красивая версия. Согласно ей, президентские амбиции Медведева и его молодых выдвиженцев задушила всё та же «староельцинская семья», которая приложила руку и к их возникновению. Дескать, воспользовавшись идеей «второго срока» как пугалом для уточнения некоторых принципиально важных для себя моментов в старых
договорённостях, зубры ельцинских времён очень вовремя отошли в сторону, оставив медведевский «молодняк» топить себя самого и своего шефа. Каковую задачу те к настоящему времени и перевыполнили.
Вспомним и усмехнёмся: всего каких-то 10 месяцев назад идея второго медведевского срока воспринималась в обществе как вполне реальная. Над её продвижением в широкие народные массы работали «лучшие либеральные умы». А отдельные «особо приближённые к процессу» уже рисовали в своих фантазиях соблазнительные очертания открывающихся административных высот и аппетитные изгибы новых экономических горизонтов.
Теперь не только президентские – уже и премьерские перспективы Дмитрия Медведева под огромным вопросом. Во всяком случае, на второй части съезда «Единой России» в минувшие выходные о премьерстве Медведева не было сказано ни полслова ни им самим, ни Владимиром Путиным, ни тем более кем-либо из делегатов. Возможно, момент вспомнить о них наступит уже после думских выборов, которые, по всем признакам, будут для единороссов не самыми успешными.
А может, он уже и не наступит никогда. Ведь в Интернете, аудитория которого считается наиболее лояльной Медведеву, – за его премьерство высказывается всего лишь 3,3%! Для сравнения: демонстративно уволенный Медведевым бывший министр финансов Алексей Кудрин получил 16,4% голосов, и даже Юрий Лужков, по «официальной версии» Интернетом ненавидимый, обошёл своего обидчика-президента с результатом 4% (опрос на сайте РБК 14 ноября 2011 г., число проголосовавших – свыше 23 тыс. человек).
Остаётся один только вопрос: как должен ко всему этому теперь относиться единственный человек, на честном слове которого все эти годы строилось и благополучие «старых» и сравнительно безбедное существование «новых» сторонников Дмитрия Медведева? Не слишком ли часто ему предлагалось в последнее время пересмотреть «правила игры», и самое главное – не слишком ли уже большой ущерб они начинают наносить интересам России, её экономике, стабильности и, в конце концов, безопасности?
Степень этого ущерба всем нам представится оценить уже в ближайшее воскресенье. И в последующие за ним месяцы до марта 2012 года.