Очередная угроза нависла над многострадальным Договором СНВ-3. И вновь – с американской стороны. «АН» уже не раз писали о сложном ходе переговоров, о различных препятствиях, которые ставились нашими партнерами, о том, что могло бы случиться, если бы СНВ-3 все же не был подписан. После ратификации казалось, что основные бои уже позади. Однако это не так.
Как все начиналось
Еще во время ратификации Договора американский Сенат обусловил свое одобрение СНВ‑3 рядом малоприемлемых для России условий. Сенат требовал, чтобы договор не мешал программам модернизации стареющих ядерных арсеналов США и программам поддержания в боеготовности существующих. Довольно странное требование – в США в отличие от РФ производство ядерных зарядов свернуто. По заявлениям американцев, у них имеются лишь законсервированные мощности на изготовление 40 зарядов в год.
Также воинственные сенаторы требовали от Обамы, чтобы США и дальше разрабатывали варианты баллистических ракет подводного базирования (БРПЛ) «Трайдент-2» с обычными зарядами. Это нас в принципе не устраивает, более того – прямо противоречит СНВ-3. Проверить, что за заряды установлены на загруженных на подлодку ракетах, – нельзя.
Россия при ратификации СНВ‑3 тоже указала особые условия. И среди них – возможность выхода из Договора, если США достигнут прогресса в области разработки и развертывания систем ПРО. Такие системы могут поставить под угрозу эффективность нашего ядерного арсенала.
США не дают гарантий
Раньше американцы собирались разместить в Европе двухступенчатую версию противоракеты GBI. Теперь речь идет о размещении морских противоракет (ПР) SM-3, переделанных в сухопутный вариант. Предлог – защита от ракет «стран-изгоев», например Ирана.
В ответ Россия предложила идею совместной ЕвроПРО. Как говорится, не можешь остановить процесс – возглавь. Американцы согласились и теперь собираются размещать в Европе свои противоракеты, привлекая к этому процессу и Россию. По их плану, наши РЛС-системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) должны обеспечивать ЕвроПРО целевой информацией с южного направления.
Однако если безопасность совместная, то зачем США хотят разместить свою РЛС в Румынии? Ведь она будет работать в нашем направлении, а не в направлении «изгоев». Москва усматривает в этом опасность для себя и требует предоставления твердых гарантий. Мы должны быть уверены, что ЕвроПРО, в которой мы участвуем, не окажется направлена против нас. Вашингтон пока таких гарантий не предоставляет.
В чем опасность для России
Если в Румынии будут размещены три батареи SM-3 с 24 ракетами на пусковых установках – реальной опасности для наших ядерных сил нет. К 2015 г. у американцев будут готовы лишь ракеты модификации Блок IIA. Они имеют дальность 1000 км, их скоростные характеристики не позволяют перехватывать наши стартующие ракеты даже самой западной, Владимирской, ракетной армии РВСН. Дело в том, что противоракетам придется догонять наши МБР, разгоняющиеся в сторону полюса. Причем на пределе дальности и под неудобным углом.
К 2020 г. американцы ожидают принятия на вооружения ПР SM-3 Блок-IIB – с повышенной в 1,5 раза дальностью, улучшенными скоростными характеристиками и системой наведения. Однако даже эти ракеты представляют опасность для МБР лишь самых западных ракетных дивизий РВСН. И только в случае, если наши ракеты летят не по оптимальным (для нанесения удара по США) полярным траекториям, а через Европу или на цели, к примеру в Англии. Да и мало этих противоракет, чтобы хоть как-то серьезно повлиять на баланс сил.
А вот размещение РЛС, способной просматривать наше воздушное пространство на значительную глубину, – гораздо неприятнее. Противоракеты, может, никогда и не взлетят, – а радар работает постоянно. Поэтому нам станет сложнее проводить испытания новейших ракетных комплексов.
Ответные меры
Это Москву не устраивает – мы будем вынуждены пойти на ответные меры. Наиболее серьезным шагом может стать выход из Договора СНВ-3. Об этом на днях заявил замглавы МИД России Сергей Рябков.
К чему это может привести? России придется «оживить» программу развития своих стратегических ядерных сил. Это, в свою очередь, может повлечь за собой выход Москвы и из ряда других ранее заключенных Договоров. Конечно, в этом случае руки будут развязаны не только у нас.
Будут завершены работы по созданию ряда новых ракетных комплексов. Сейчас мы не можем этого сделать, потому что это противоречит существующим договоренностям. К примеру, достаточно быстро может быть завершено создание нового ракетного комплекса средней дальности. Кроме того, будут доведены до развертывания работы по противоспутниковым комплексам, способным нейтрализовать космический эшелон обнаружения ПРО США. Возможно и создание ракетных комплексов «нетрадиционного», запрещенного ныне базирования. Например, на погружных, подвижных или даже донных платформах во внутренних водоемах вроде озера Байкал.
Начнется развертывание маневрирующих и планирующих боевых блоков (ББ). Эти меры способны сделать бесполезной любую ПРО. Продолжатся работы по созданию гиперзвуковых крылатых ракет и многое другое. Конечно, подобные меры потребуют дополнительных денег.
Реализация такого сценария вызовет серьезную угрозу стратегической стабильности в мире, снижение доверия между державами, рост напряженности. Этого хотелось бы избежать. Американцы уже заявили, что вопросы ЕвроПРО будут обсуждаться президентами России и США на ближайшем саммите G8 в конце мая. Хочется надеяться – договорятся, причем на условиях, устраивающих Москву.