Новая концепция
Конечно, у нас есть и свои десантные корабли - порядка двух десятков БДК, большей частью проекта 775 (775М), разработанных в СССР и построенных в Польше. Это корабли водоизмещением порядка 4000 т, вместимостью 480 тонн. Они способны высадить на необорудованное побережье усиленную роту из 10-13 танков и 150-225 пехотинцев. Базируемых вертолетов нет. Как производится высадка, все видели - в носу или корме открываются проемы, выпускается аппарель, и плавающая техника бодро ныряет в море и плывет к берегу. Но такой способ работает, только если в месте высадки есть уже захваченный плацдарм. Даже для одиночного берегового орудия или танка такой корабль - отличная мишень.
Свою нишу такие БДК имеют, и мы планируем ее развивать, строя БДК типа «Адмирал Иван Грен». Головного должны спустить к 2010 году. Но в мире давно превалирует американская концепция «удара из-за горизонта», когда сначала десант при поддержке авиации выбрасывают с вертолетов, а потом на скоростных катерах приходит техника. Корабли в этот момент находятся в 30-40 км от берега, вне зоны воздействия береговой артиллерии и легких противокорабельных ракет.
В СССР признали правильность этой концепции. Но вот с кораблями под нее вышло хуже. Были построены лишь 3 БДК типа «Иван Рогов», водоизмещением 14 000 тонн. Они были способны нести до 4 вертолетов, 3-6 десантных катеров разных типов и либо до 46 танков, либо 440 человек десанта, и 79 единиц колесной техники. К сожалению, на этом все и закончилось. «Рогова» списали, два других корабля - в резерве и тоже пойдут на списание.
Морской комбайн
«Француз» на порядок лучше «роговых». Это настоящий комбайн морских операций. Он совмещает в себе функции корабля управления эскадрой, вертолетоносца, десантного корабля и плавучего госпиталя. Ничего подобного в СССР и РФ не было, нет и даже не проектировалось. Строится он очень быстро, за 34 месяца, за счет использования передовых технологий постройки. Головной Mistral ввели в состав флота в 2004 г., второй, Tonnere, - в 2006-м.
А вот третий корпус у французов завис из-за кризиса. Сейчас удачный момент для его покупки. Корабль большой - около 21 000 т водоизмещением, 210 м длиной, грузоподъемность порядка 4800 тонн. Способен перевозить 16 транспортно-боевых и ударных вертолетов, нести до 4 десантных скоростных катеров, более 40 танков или 70 бронемашин, до 900 десантников. Имеет ультрасовременный госпиталь с сотней человек медперсонала. Площадь госпиталя может быть быстро увеличена за счет части площади вертолетного ангара. Это очень гибкий корабль - в зависимости от задачи перекомпонуется за часы! Корабль полностью автоматизирован. У него нет гребных валов. Дизель-генераторы дают ток, а на перьях рулей стоят вращающиеся моторные гондолы с винтами. Это дает УДК исключительную маневренность в узостях.
УДК «Мистраль» способен находиться в море до 210 дней непрерывно, с возможностью продления этого срока до 350 дней!
Французам два корабля обошлись в 685 млн. евро. Но это вместе с разработкой, вложениями в инфраструктуру верфей и баз. Мы вполне можем получить корабль за 200-250 млн. евро. Конечно, придется вложиться и в базы, и в обучение. И самое главное - в технологии и оборудование. Мы собираемся купить только первый корабль. А дальше нам передадут технологии постройки. И мы уже на своих верфях сможем построить еще три УДК. Это отличная возможность получить передовые технологии и обучить им судостроителей.
Вооружение и радиооборудование мы поставим свое. В частности, самые совершенные системы ближней ПВО и ПРО корабля. Это мы умеем делать лучше других!
Такой корабль очень полезен для локальных войн и конфликтов. 4 «Мистраля» смогут перевезти бригаду морской пехоты в любую горячую точку и высадить ее, прикрыв вертолетами.
Конечно, нужны и другие корабли для его прикрытия. Нужна инфраструктура. Принятие таких кораблей в состав флота - непростая задача. Важно не только купить, но и освоить, нагрузить в должном объеме боевой подготовкой, гармонично вписать корабль в состав своих соединений. Важно оснастить их вертолетами. Например, «оморяченной версией» Ка-52.
Если всего этого не сделать, флот получит «ненужную игрушку» за большие деньги.