Информационная кампания, развязанная несколько месяцев назад в отношении челябинского губернатора Бориса Дубровского и его команды, набирает обороты. Первыми под хорошо срежиссированые атаки попали Евгений Тефтелев и Иван Сеничев. Теперь черные технологии направлены на другого вице-губернатора - Руслана Гаттарова.
Едва ли кто-то станет спорить, что власть можно и нужно критиковать. Но критика всегда должна быть честной и справедливой. На деле же мы часто сталкиваемся с грубой подтасовкой фактов, подменой фактов чьим-то мнением и все чаще, увы, откровенной ложью.
Так, несколько дней назад в интернете стала активно распространяться информация о якобы вопиющей коррупции в руководстве Челябинской области в сфере внедрения электронного правительства и системы электронного документооборота (СЭД). За внедрение этих современных высокотехнологичных систем неоднократно высказывался Борис Дубровский, признавая их эффективным инструментом повышения системы управления в правительстве региона и других органах исполнительной власти. Кроме всего прочего, это делало бы многие управленческие решения в регионе более открытыми и значительно снижало бы коррупционную составляющую. Для скорейшего внедрения этих IT-продуктов были направлены значительные средства и усилия.
Пока работами по созданию электронного правительства занималось исключительно министерство информационных технологий и связи Челябинской области это никого из нынешних «разоблачителей» не интересовало. Но вот куратором назначили вице-губернатора Руслана Гаттарова и тут же пошла череда «разоблачений» и «сенсаций». Оказывается, «нарушений» так много, что дело перешло на личный контроль генералу областного УФСБ Игорю Ахримееву, у которого от увиденных цифр якобы «даже глаз задергался».
Хотя после нашего запроса в органы госбезопасности выяснилось, что никаких претензий в отношении Руслана Гаттарова нет, равно как и нет информации о якобы разворовывании бюджетных средств, направленных на создание электронного правительства. Наоборот, существует устойчивое мнение, что прозрачность в сфере правительственных IT-закупок после того, как сферу стал курировать Гаттаров, наоборот, повысилась.
«Кто-то явно выдает желаемое за действительное, - прокомментировал ситуацию на условиях анонимности наш высокопоставленный источник в областном УФСБ, - это все делается, вероятно, в целях повышения читаемости и цитируемости, а, возможно, и с какой-то иной мотивацией. Информация о, якобы, имеющих место действиях, намерениях и эмоциях сотрудников УФСБ, оставляет однозначное впечатление о весьма сомнительном уровне профессиональной этики отдельных журналистов отдельных изданий, создающих "сенсации" буквально из воздуха»
Так же нам сообщили, что УФСБ России по Челябинской области совместно с органами власти и управления в рамках рабочих групп и иных форм взаимодействия проводится системная работа, направленная на обеспечение информационной безопасности, контроля за сохранностью сведений, составляющих государственную тайну, функционирования систем защиты ведомственной информации и персональных данных.
Но даже здесь, в сфере, которая находится под жестким контролем российских спецслужб, можно легко устроить «сенсацию». Было бы желание. И оно кое у кого, похоже, есть. Так, внимание одного информационного агентства привлек подрядчик, занимавшийся разработкой отдельных компонентов системы - ООО «СИТ», которым руководит небезызвестный Александр Аброськин, ныне находящийся в розыске в связи с возможным взломом электронной почты журналиста Александра Полозова и политолога Александра Подопригоры. К тому же ООО «СИТ» было единственным участником аукциона на получение заказа от министерства информтехнологий и связи. И в этом легко можно усмотреть проявление коррупции – аукцион-то прошел на безальтернативной основе! Однако, если журналисты действительно качественно выполнили бы свою работу, то установили бы, что контракт с ООО «СИТ» был заключен в строгом соответствии с 44-ФЗ, который допускает участие в аукционе даже одного участника, а нахождение директора компании в розыске или даже его задержания не является законным основанием для запрета организации принимать участие в аукционе в соответствии все с тем же 44-ФЗ. Исключение может быть лишь в случае если компания занесена в реестр недобросовестных поставщиков. Чего, увы, не имеет места быть.
Впрочем, не думаю, что кого-то из авторов «сенсационных расследований» интересовала законная сторона вопроса. Стоит обратить внимание на то, что в своей работе чиновники, проводившие этот аукцион, руководствовались именно российскими законами и нормативно-правовыми документами Челябинской области как субъекта Федерации.
Далее это же интернет-агентство пишет, что, мол, «министр информационных технологий и связи Александр Козлов очень боялся и не хотел принимать работу по этому контракту. Но не принять не мог, ведь фактически работа была сделана». И что здесь непонятного в действиях министра Козлова? Он хотел, чтобы все было законно. Ведь контракт сложный и находится под жестким надзором со стороны силовых органов. Очевидно, что министр опасался возможного неисполнения договора в рамках срока действия контракта т.е. до 31.12.2015. И его опасения были небеспочвенны. Услуги по контракту были оказаны исполнителем с просрочкой более 20 календарных дней и с ненадлежащим качеством, что подтверждено протоколом заседания приемочной комиссии, за что в его отношении заказчиком были применены штрафные санкции, предусмотренные договором.
Или вот другая цитата: «Вдобавок к этому многих наблюдателей смущает сам предмет аукциона, где победило ООО «СИТ». Что значит «обеспечить возможность работать в режиме офлайн»? Система электронного правительства и документооборота рассчитана на работу в режиме онлайн и нацелена на то, чтобы заменить бумажную работу цифровой. В то же время разработчики предусматривают возможность автоматического копирования и сохранения документов на случай, если система дала сбой. Зачем объявлять дополнительный тендер на услуги, которые предусмотрены предыдущим контрактом и, грубо говоря, переводить работу обратно в бумажный вид?»
Судя по всему, автор этого «разоблачения» просто не понимает сути предмета контракта, поскольку не обладает специальными техническими знаниями в этой сфере. Целью разработки мобильного приложения СЭД для работы в офф-лайн режиме является обеспечение возможности руководителям работать с документами СЭД на выезде, с мобильных устройств (планшетов или, на крайний случай - телефонов) даже в том случае, когда нет подключения к сети Интернет. Именно работа с документами в условиях отсутствия подключения через Интернет к системе электронного документооборота является основной задачей и собственно сложностью проекта. О возврате на бумажные носители никто и не помышляет. Но надо четко понимать, что система эта должна работать в любой самой глухой деревне, где нет интернета или плохо работает сотовая связь, работать в самолете, да где угодно.
Можно еще долго разбираться в этом перевирании фактов, но стоит ли? Ведь и так совершенно очевидным становится, что раздувание этого пустого скандала имеет только одну задачу – дискредитация вице-губернатора Руслана Гаттарова, а, в конечном счете, ослабление и самого Бориса Дубровского.
В таких случаях всегда возникает резонный вопрос, кто стоит за всеми этими информационными вбросами. Думаю, что это люди, которые заинтересованы в дестабилизации и без того не простой ситуации в Челябинской области и в возможном устранении губернатора Дубровского. Это могут быть как люди, которых усилиями Бориса Дубровского отодвинули от государственной кормушки, так и те люди, которых к государственной кормушке не придвинули. Время еще проявит их имена.