Депутат Законодательного собрания Петербурга от фракции «Яблоко» политолог Борис Вишневский объяснил в интервью «АН – онлайн» почему положение с крымским референдумом не столь однозначно, на чем разные политические стороны основывают его незаконность или законность.
Главный камень преткновения, как считает законодатель – глобальный вопрос мироустройства после Второй мировой войны, порядок, в принципе не допускающий аннексий или того, что может трактоваться в таком свете.
- Почему сегодня многими муссируется вопрос о «незаконности», проходящего в эти минуты референдума в Крыму?
- Могу объяснить: причин тому несколько. Во-первых, если опираться на законодательство Украины, то референдум ему формально не соответствует. В Украине закон о местном референдуме отсутствует вообще, что дает повод к сомнениям. Так на какой правовой базе основан референдум в Крыму? Причем - по любому вопросу, а не только тем, которые сейчас зафиксированы в бюллетенях. Во-вторых, и нормы международного права, опять же с формальной точки зрения, не предусматривают возможности части страны провести референдум за отделение от остальной территории. Ну не существует таких норм и все тут. Эти моменты, собственно, и служат базисом некоего недоверия.
Кроме того, не совсем ясно и понятно каким именно образом формировались избирательные комиссии, участвовали ли в их формировании политические партии. Неясно, как вообще можно организовать референдум всего за десять дней. Надо четко понимать образ мысли западного истеблишмента, и именно по всем вышеперечисленным пунктам, с их точки зрения, вырисовывается образ крымского референдума, как действа, не имеющего юридического значения. Именно поэтому многие страны мира его не признают. Равно как и наша оппозиция, которая рассуждает примерно так: представьте, что завтра Санкт – Петербург решит провести референдум и стать независимым от России городом или присоединится к Финляндии....
- Между тем, в Крыму находятся международные наблюдатели, они следят, чтобы не было нарушений при голосовании…
- При положении вещей, которое я только что изложил, наличие наблюдателей ровным счетом никакой роли, увы, не играет.
- На референдуме жители Крыма голосуют за отделение полуострова от Украины и присоединения его к России. Если это произойдет, как этот прецедент отразится на жизни нашей страны?
- Первые, довольно внятно предсказуемые последствия будут не самыми приятными: не исключаю в каком-либо виде политическую и экономическую изоляцию, как следствие - рост инфляции и прочее. Думаю, могут последовать и снижения инвестиций в Россию, а также осложнение работы нашим компаниям за границей в плане ведения бизнеса. Практически неизбежно дальнейшее падение курса национальной валюты. Вполне вероятно и ухудшение внутриполитической обстановки в нашей стране – ведь экономический кризис всегда сказывается не совсем позитивно на правах и свободах граждан. Сейчас, конечно, уже можно подсчитывать плюс и минусы, но… Возможное присоединение Крыма к России Запад, хотим мы того или нет, неизбежно расценит как нарушение наших международных обязательств и договоров, которые мы подписывали. Так это на самом деле или нет в данном контексте неважно, просто там это воспримут именно в такой трактовке.
- А как же прецедент с Косово? Почему Косово можно, а Крыму нельзя?
-Я думаю, что аналогия между Крымом и Косово – в том числе и с точки зрения того же западного истеблишмента – не совсем уместна. Я понимаю это следующим образом: Косово в результате стало независимым государством, а вопрос о независимости в Крыму даже не поставлен, а там уже в открытую говорят, что они будут присоединяться к России.
Кроме того, полагаю – и мнение мое разделяют многие - что вопрос о независимости Косово встал после того как там были совершены военные преступления. Только после того, как преследования албанцев были признаны геноцидом, после восьми лет нахождения там миротворческих сил, когда уже стало понятно, что так жить невозможно. В Крыму никогда ничего подобного не было. Там всегда все жили мирно, и никакой даже малейшей опасности для живущего там русскоязычного населения не было и нет и в данный момент. Никто и никогда не ограничивал его права говорить на русском языке, учиться в русских школах, развивать русскую культуру. Поэтому этот прецедент абсолютно не применим в данном случае.
- Россия не признала независимость Косово, в отличие от США.
- Да, это так, но ведь не только Штаты признали независимость Косово, а еще многие страны - по причинам, которые я уже озвучил.
- Зато мы признали независимость Абхазии…
- Эту ситуацию тоже не совсем корректно сравнивать с Крымом. Дело в том, что де - факто Абхазия на протяжении почти двадцати лет жила отдельно от Грузии. Но и там не стоял вопрос о присоединении к России, также как и в случае с Северной Осетией. Вот вариант, когда Крым в одностороннем порядке заявил бы о своей независимости и потом бы жил как не признанное государство, и его бы поставил в ряд таких же непризнанных стран, был бы для Запада формально более приемлем, что ли, но пока все обстоит немного иначе...
- Почему украинцы ведут себя относительно спокойно, касаемо референдума в Крыму?
- Они не хотят воевать, они пытаются вести ненасильственное сопротивление.
- Удастся ли разрешить украинский вопрос без военных действий?
- Я очень сильно надеюсь, что до силовых столкновений не дойдет, потому что это будет трагедией, как для России, так и для Украины.