Как банки и МФО проверяют нас в соцсетях?

Социальные сети перестают быть просто хобби. Все больше людей использует их для ведения деловой переписки или размещения информации об услугах. А по мере развития технологий искусственного интеллекта банки и микрофинансовые организации все чаще оценивают кредитоспособность заемщиков на основании содержания их анкет.

Через социальные сети мы общаемся с друзьями, коллегами по работе, ведем деловую переписку, читаем новости, знакомимся, а с недавних пор – социальные сети стали еще и инструментом оценки нашей кредитоспособности и порядочности. Работодатели любят оценивать профили своих потенциальных сотрудников гораздо больше, чем читать их резюме. Не отстают от них и микрофинансовые организации. Например, многие МФО, представленные на аналитическом портале loando.ru, проверяют социальные сети своих клиентов.

Это стало возможным благодаря развитию технологий с элементами искусственного интеллекта. Автоматическая программа анализирует профиль в социальной сети и создает психологический и социальный портрет потенциального заемщика. А уже на основании этого портрета программа высчитывает вероятность возвращения или невозвращения займа, склонность к непорядочному поведению и даже вероятное поведение в конфликтной ситуации.

Таким образом, из невинного развлечения, социальные сети превратились в мощный инструмент социализации. Некоторые даже не успели заметить, как их приватная страница превратилась в визитную карточку, по которой окружающие оценивают их личностные и даже деловые качества. И напротив, отсутствие профиля в социальных сетях может быть расценено как свидетельство того, что человек параноик или социопат.

Свобода слова – превыше всего, но займ могут не выдать

Согласно Международному праву, человек имеет право на любое мнение и его свободное высказывание, коль скоро это высказывание не вредит окружающим. Поэтому, если вас увольняют за «неправильную» политическую или сексуальную ориентацию – смело обращайтесь в суд. Другое дело, когда речь заходит о взятии кредита или займа. Известен случай, когда микрофинансовая организация отказала клиенту в выдаче займа на том основании, что он состоял в группе под названием «как не возвращать займ?»

Последний случай, конечно, больше относится к разряду городских легенд. Ведь МФО оценивают не только профили своих клиентов, но и кредитную историю, а в случае необходимости могут попросить предоставить справку о доходах или даже подтверждение оплаты коммунальных. Поэтому, ваш профиль в социальных сетях не будет иметь решающего значения, но вполне способен качнуть маятник в ту или иную сторону. Таким образом, планируя общение с представителями МФО через социальные сети, важно знать, на какие именно факторы они чаще всего обращают внимание.

Чего не нужно делать, чтобы взяли на работу или выдали займ?

Итак, если существует вероятность, что сотрудники МФО – например, компании еКапуста - захотят оценить ваш профиль в социальных сетях, имеет смысл представить свою страницу в лучшем виде. Добавьте места работы и удалите сообщения, в которых вы нецензурно ругаетесь. Если у вас стоит фотография, на которой вы прыгаете с тарзанки или с парашютом, замените ее. И работодателей и сотрудников МФО интересуют люди предсказуемые, на которых можно положиться. Известны случаи, когда банки и МФО отказывали клиентам в выдаче займов по причине их увлечения экстремальными видами спорта. Их мотивация понятна – в случае гибели заемщика организация не получит назад свои деньги.

Кроме того, обратите внимание на возраст вашего профиля. Если он был создан неделю назад, то работодатель или кредитная организация могут заподозрить, что вы создали этот профиль специально для них. Также будьте внимательно со списком друзей – это обычно касается оформления очень крупных сумм – если у вас в друзьях будут подозрительные личности или лица, уже занесенные в черный список кредитных организаций, вероятность удачного решения может снизиться. Могут быть проанализированы также музыка или фильмы, добавленные к вам на страницу. Не удивляйтесь, если страница, полная шансона снизит вероятность устройства на работу или получение кредита.

Семейные вызывают больше доверия

Идеальный кандидат на работу или идеальный заемщик – это человек семейный. Безусловно, не стоит врать о семейном положении, однако статус «все сложно» или брак с профилем волнистого попугайчика не добавят вам привлекательности. Еще один важный фактор – это ваши комментарии. Программы, анализирующие профили в социальных сетях, найдут все, поэтому лучше стереть комментарий на тему внешности начальника, написанный год назад. Кроме того, если вы оформляете займ, а на следующий день публикуете фото, на котором несете ящик водки, то в случае просрочки выплаты займа, не стоит надеяться, что сотрудники МФО войдут в вашу «сложную» ситуацию.

Точно так же, если вы извещаете банк или МФО о своем сложном материальном положении, а сами выкладываете фото с дорогих курортов или ресторанов, вас, скорее всего, заподозрят в мошенничестве. Так произошло, например, с Канье Уэстом, объявившим себя банкротом, а после выложившим в социальную сеть фотографии с пачками денег в руках. Учитесь на его ошибках. По словам сотрудников МФО, после запуска программы, анализирующей социальные сети заемщиков, отсеивается до 80% потенциальных неплательщиков.

Профиль идеального заемщика

Прежде всего, содержание профиля должно производить приятное впечатление, подчеркивать стабильное социальное и семейное положение, любовь к детям или природе. Большим плюсом будут многочисленные и активные друзья, которые оставляют комментарии к фотографиям и сообщениям. Чтобы произвести хорошее впечатление, избегайте глупых или претенциозных высказываний, которые бы свидетельствовали о вашей глупости или необразованности. Воздержитесь от оскорблений и агрессивных высказываний. Если вы занимаетесь экстремальными видами спорта и собирайтесь брать кредит или займ – скройте эту информацию. Не стоит так же афишировать свое пристрастие к алкоголю или наркотикам. Сам профиль должен быть создан год назад или больше – но чем раньше, тем лучше. Также стоит заполнить максимальное количество строчек анкеты.

Живите для себя, а не для кредиторов

После всего вышесказанного, появляется вопрос: насколько же профиль в социальных сетях отражает реального человека? Насколько репрезентативным будет психологический портрет, составленный на основе такого анализа? Ответ будет простым – достаточным, чтобы отсеять неподходящего для трудовых или финансовых отношений человека. В поведении людей много случайного, однако общую палитру личности человека практически всегда можно получить из анализа ее страницы в социальной сети.

Разумеется, не стоит чрезмерно усердствовать в стремлении понравиться работодателям или кредитным организациям. Вначале определимся: на что мы берем займы? Чтобы улучшить свою жизнь или изобразить иллюзию улучшения? Человек, изображающий высокий уровень жизни выглядит достаточно глупо и это всегда будет заметно. Поэтому находясь в социальных сетях, помните, что самое важное - это сохранять образ приличного человека, который, кстати, мало зависит от дохода или должности.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram