Аргументы Недели → Армия № 4(194) от 04.02.2010

Т-50 – Полный песец (FullPolarFox)

, 16:31

29 января совершил первый полет российский истребитель пятого поколения Т-50, который также называют Перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА).

Мы увидели красивый, с законченными чистыми линиями, гармоничный тяжелый истребитель. Формы планера самолета оказались очень похожими на рисунок, который мы описывали в статье «Таинственный хозяин неба» (№46(184) от 19 ноября 2009 г.).

РДС -  Россия Делает Сама

Этот самолет стоило бы обозначить именно этой аббревиатурой, которой назывались первые ядерные устройства СССР.
Часто повторяемый упрек ВПК России в том, что там ничего не создается, проедается старый багаж, а все новое «достали из загашника», - в этот раз неверен.

Это совершенно новая, полностью российская разработка, не похожая ни на предшественников, ни на конкурентов. Все разговоры о «похожести» Т-50 на американский F-22A «Рэптор» оказались надуманными. Как заметило издание Aviation Week, «тем, кто хотел назвать русский самолет «Рэпторский» (русской копией «Рэптора»), - забудьте об этом, это полностью оригинальная разработка».

Профессионалы из западных авиационных конструкторских бюро высказались скупо, но одобрительно. Один из американских инженеров сказал: «Это великолепный самолет, даже в нынешнем виде он впечатляет. ВВС США следует надеяться лишь на то, что у русских не хватит денег построить много этих машин».

Что изменится в серийной машине

Ближе к серии самолет изменится: будут внедряться новые технологические решения, где-то заменят материалы, крепеж, вес планера уменьшится. Появятся покрытие из радиопоглощающих материалов, новый фонарь кабины. Что-то изменится и в самой кабине.

Вслед за первым полетом последуют сотни и тысячи летных часов. Затем к испытаниям присоединятся еще несколько Т-50. Постепенно они обрастут новым оборудованием, которое передадут со стендовых испытаний и полетов на летающих лабораториях. Далее будет выпущена установочная партия. Она будет выглядеть максимально близко к серийной машине. К концу 2013 г. такие машины поступят в Липецкий авиацентр для войсковых испытаний. Первая серийная партия поступит в ВВС в 2015 году.

Первые впечатления и выводы

По качеству сборки первый Т-50 больше похож на готовый самолет, нежели на летающий «демонстратор технологий». Он оптимизирован под крейсерский сверхзвук и имеет огромное крыло. Площадь поверхности, создающей подъемную силу, - более 100 кв. м, это гарантирует самолету высочайшую маневренность.

Вычислительный комплекс самолета недаром заслужил прозвище «электронного пилота» - производительность обещают высочайшую. Он сделан на многоядерных процессорах отечественной разработки. До Т-50 на истребителях ни разу не делали цельноповоротные кили. Это сделано для снижения заметности и высокой маневренности на высоких скоростях.

Вообще конструктивных и технологических новинок в Т-50 очень много. Это и новые углепластиковые композиты, которые вдвое легче титана и очень прочны, и оригинальная схема уборки носовой стойки шасси.

Огромные регулируемые воздухозаборники и размеры гондол говорят о том, что нынешние двигатели - «изделие 117» с отклоняемым вектором тяги - самолету «немного малы». «Штатные» двигатели - «изделие 129» - будут явно мощнее - 18-19 т тяги вместо нынешних 15 тонн. Правда, пока этих двигателей еще нет.

Два больших отсека для вооружения между двигателями впечатляют размерами. В каждый поместится или по две ракеты большой дальности, или по четыре ракеты средней и повышенной дальности. Дополняют их два отсека в наплывах крыла для ракет воздушного боя.

Всего на самолете имеется до 14 точек подвески оружия. Он сможет нести 7500 кг различных ракет и бомб. Максимальный вес Т-50 - до 37 тонн, боевой вес - 26 тонн. Максимальная тяговооруженность до 1,4 - тяга двигателей в бою будет почти в полтора раза больше веса самолета.

В общем, «самолет получился». Даже сейчас, даже в таком виде он вызвал фурор в авиационном мире.

Название Т-50 по классификации НАТО

В НАТО есть условие, что все российские истребители называются на букву F. Это сделано для того, чтобы по названию можно было быстро определить тип самолета, ведь по-английски истребитель - fighter. Говорят, что американские военные рассматривают название Finder - «искатель», «следопыт». Есть и второй вариант Fearsome - «внушающий страх».

Индийские военные, которые надеются получить эти самолеты для ВВС Индии, предлагают название FireFox - «огненная лиса». Тогда уж лучше PolarFox - «полярная лиса» или «песец», шутят наши летчики. Ведь Россия - северная страна. Но это название не на F, поэтому для соответствия стандартам НАТО предлагается имя FullPolarFox - «полный песец». Ведь это именно то, что ждет любого агрессора при встрече с Т-50.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram