«Доступность высшего образования в целом у нас не сокращается, - заявил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, - но это не означает, что не должны повышаться требования к качеству подготовки абитуриентов».
Вопрос: «Подготовленным абитуриентам - качественные вузы?»
Магомед Толбоев, член политического консультативного совета при президенте РФ, депутат Госдумы I созыва:
«Образование должно быть только государственным!»
- По-моему, самое главное, чтобы вуз был государственным, а во всех остальных люди просто делают деньги, но детям при этом ничего не дают.
Как депутат Госдумы в 90-е гг. я видел, как начиналась наша вузовская система, и прекрасно знаю, что они там дают и что «берут». Знаю, сколько стоит поступить, сдать экзамены и сессию.
А ведь в платных вузах никто не учится и на занятия не ходит, но все считают себя студентами! А когда потом такой «студент» выходит из стен вуза, то, наверное, и сам не понимает, кто он такой – врач или учитель?
Я бы такому «специалисту» никогда и ничего не доверил! Правда, и в государственных вузах тоже, бывает, не учатся и деньги за экзамены платят, но это все же остаточные явления.
Образование должно быть только государственным, а в частном никто и ни за что не отвечает! Как же в частных вузах студенту могут поставить двойку, если он им деньги платит?
Коммерческие отделения даже в государственных вузах – это какие-то игры, а не серьезные вещи.
Михаил Швыдкой, художественный руководитель Московского театра мюзикла, бывший министр культуры РФ (2000-2004 гг.), экс-руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии (2004-2008 гг.):
«Сегодняшняя система образования готовит отвечать на тесты»
- Сегодняшняя система образования, с одной стороны, слишком специализирована, а с другой – она готовит отвечать на тесты. А эта методика сдачи экзаменов скорее требует большей натасканности, чем креативности.
И само по себе количество лет обучения определяет в образовании далеко не всё. Например, школа сегодня готовит к поступлению в вуз, но не к вступлению в жизнь, к самостоятельности мышления и к творческим подходам к проблемам, которые, безусловно, существуют...
Ирина Винер, главный тренер сборной команды России по художественной гимнастике, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, доктор педагогических наук, профессор:
«На периферии есть не только прекрасные вузы, но и школы»
- По-моему, у нас есть сильные федеральные вузы с сильными преподавателями, которые просто не имеют возможности жить в Москве, но учат лучше, чем в столице.
Я знаю, что на периферии есть не только прекрасные вузы, но и школы, например, в том же Новосибирске...
Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала «Ералаш»:
«У нас же была идеальная система образования!»
- И в вузах, и в школах сильно упал сам уровень преподавательского состава, что, конечно, очень печально.
У нас же была идеальная система образования (особенно если не придумывать какие-то ЕГЭ), а теперь что-то сломалось именно в подготовке преподавателей - и от этой ошибки идет цепная реакция...
Да, и сейчас среди преподавателей есть талантливые и ярчайшие люди, но их крайне мало. А уж если в глубинку заехать, то там творится просто что-то страшное!
А ведь раньше преподавание, особенно в высших учебных заведениях, было очень престижно. И в финансовом отношении преподаватели, как сейчас, не бедствовали.
Светлана Горячева, первый зампред комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности:
«Главное - твое отношение к учебе»
- У нас в Приморском крае, в хороших университетах, тоже можно получить хорошее образование. Я не думаю, что за образованием нужно обязательно тащиться в Москву.
Мой сын учился в Дальневосточном государственном университете, правда, заканчивал уже в Москве, но только потому, что я к тому времени стала депутатом и переехала сюда.
И мой муж закончил этот же университет, и я. По-моему, главное не то, где ты учился территориально, а твое отношение к учебе и полученные знания.
Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст:
«Поместить каждому человеку в голову стандартизированный набор знаний»
- Нужно изменить само отношение к процессу обучения, которое должно быть направлено на то, чтобы каждый человек получал то, что ему требуется.
На мой взгляд, у нас сейчас сплошная профанация учебного процесса, то есть постоянные попытки поместить каждому человеку в голову некий стандартизированный набор знаний.
Однако многим людям это многое совсем не нужно, поэтому все и выливается в процесс сплошного набора галочек и отметочек, для получения которых ученик или студент, собственно, и учится...
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции