Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → live

"Сегодня Россия очень нуждается в позитивной исторической правде"

, 19:40

Министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что при его ведомстве будет создан научно-методический совет, который даст экспертную оценку сценариям документальных и художественных фильмов на исторические темы. И, словно перед кем-то оправдываясь, Мединский добавил: «Речь не идет о цензуре». Специально для «АН» на вопрос "Больше советов, хороших и разных?" отвечают...

 

Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член ОП РФ, настоятель московского Храма святителя Николая на Трёх Горах:

"Так было с Ордой, с Хазарией, так будет и с нынешним Западом"

- Очень многое зависит оттого, кто войдет в этот совет и какие у него будут полномочия. Но если речь идет о фильмах, получающих государственное финансирование, то есть за счет налогоплательщика, то, думаю, что государство имеет полное право не только отбирать достойные такого финансирования фильмы, но и само формировать вектор исторического кино.

Сегодня Россия очень нуждается в позитивной исторической правде. Нас слишком долго пытались сбить с толку разговорами о том, что чуть ли не вся наша история - это череда трагедий и т.п.

Да, трагедий было немало, и вызовы были очень серьезными, но наш народ всё преодолел и стал одним из самых заметных народов в мировой истории. Тем болеет на фоне того, что и гораздо более могущественные народы и государства исчезли или растворились в этой мировой истории. Так было с Ордой, с Хазарией, так будет и с нынешним Западом.

А вот русскому народу удавалось, и я надеюсь, что будет удаваться и впредь, быть самостоятельной и очень мощной силой в истории.

Что касается понятия "цензура" - это юридически очень четкое понятие: предварительный контроль над теми или иными материалами в независимости оттого, кто их производит. Конечно, сегодня люди могут за свой счет излагать любые версии истории (в том числе и в форме фильма), но если речь идет о государственной поддержке, то есть на деньги налогоплательщиков, то государство имеет полное право заявить, что оно хочет поддерживать, а что не хочет.

И такая политика государства должна быть согласна с волей народа.   

Владимир Абрамов, писатель:

"И все равно оценить сможет только зритель"

- У меня резко негативное отношение к этому, ведь чиновник не может оценить сценарий! Его может оценить только художник и зритель. А вот если в этот совет войдут писатели, режиссеры, художники и т.п., и каждый из них персонально распишется под тем или иным сценарием...

То есть, не просто что-то огульно принять, а именно так: Михалков - подписал, Табаков - подписал и т.п. Если это будет персонифицировано, то каждый художник возьмет на себя ответственность решать.

Хотя и здесь тоже могут быть свои проблемы потому, что в этой среде складывается определенная конкуренция. И все равно оценить сможет только зритель.

Другое дело, что художник должен прежде всего объективно отображать исторические факты. А вот если у него нет этой объективности, то тогда ссылаться на тех, кто это оценил до него.    

Андрей Максимов, телеведущий, публицист:

"Нужно давать деньги не под идеи, а под имена"

- Министерство культуры должно понимать, на что оно дает деньги. Так что у меня к этой инициативе очень спокойное отношение. Хотя, на мой взгляд, подход здесь не очень верный. Ведь деньги надо выдавать следующим образом: какую-то часть - молодым людям, и там должен быть экспертный совет... Но большую часть тем, кто заслужили, то есть давать деньги не под идеи, а под имена.

Но поскольку у нас совершенно другой принцип, то Министерство культуры следует ему абсолютно логично.

Минкульт создает экспертный совет, который будет решать, кому выдавать средства, а кому - нет, и я не вижу в этом ничего трагического.

Анатолий Салуцкий, писатель:

"Бесконтрольность всегда приводит к крайностям"

- Все зависит от состава этого совета. Это и есть самое главное, потому что вопрос истории сейчас является одним из самых острых. Ведь мы знаем, что очень часто проявляется крайности, и картина дается крайне однобоко.

Так что общественности надо очень внимательно следить за тем, чтобы состав этого совета был уравновешенным и мог выносить здравые и нормальные решения.

Но сам факт создания такого совета меня не пугает. Более того, мы видим по телевидению различные исторические хроники, в которых картина дается, мягко говоря, однобоко (я имею в виду какие-то документальные работы). Так что все это надо уравновешивать.

Я далек от той мысли, что здесь речь идет о цензуре! Конечно же, нет. Речь идет о рекомендациях. Думаю, что само существование такого совета будет дисциплинировать создателей документально-исторических фильмов.

Только бесконтрольность всегда приводит к крайностям. Мы этих крайностей насмотрелись уже вдоволь! А ведь крайности бывают разные, а у молодых людей мозги не всегда  сформированы...

То есть все должно быть взвешенно, и я рассматриваю создание такого совета как возможность избежать крайних и полярных точек зрения.  

Александр Митта, кинорежиссер, народный артист России:

"Редкий случай, когда по-настоящему великий режиссер столкнулся с большим мерзавцем"

 - Худсоветы на киностудиях были большим благом! На них собирались грамотные и профессиональные люди, которые, как правило, не давали непрофессиональных советов.

Правда, я присутствовал на худсоветах Тарковского по его первой картине «Каток и скрипка». Ему был придан, так сказать, художественный руководитель, редкостный негодяй, бывший кагэбэшник, работавший в 30-е годы. Он говорил: «Родина в трудные годы доверила мне избавлять страну от врагов, и этот свой долг я буду выполнять даже в качестве режиссера!»

Тарковский плевал на него и ругался до одури. Молодые редакторши поддерживали Андрея, и никто больше не говорил, что эту картину надо закрыть. Когда она была снята, то стала получать международные премии, и про этого «режиссера» благополучно забыли, а Тарковский начал работать сам без таких «редакторов».

Но это был редкий случай, когда по-настоящему великий режиссер столкнулся с большим мерзавцем, а в принципе ситуация всегда была неизмеримо более доброжелательной. Все те редактора, которых я знал, как правило, все без исключения, были наши друзья.

 

 

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram