9 апреля исполнилось бы 75 лет бывшему председателю правительства России Виктору Черномырдину. Нынешний глава правительства Дмитрий Медведев, видимо, комплексуя по поводу отсутствия у него хоть какой-то харизмы (про его «чувство юмора» скромно промолчим), в одном из недавних интервью обронил дежурную фразу о том, что Черномырдин был «одним из тех людей, которые без остатка отдают себя своей стране». Специально для «АН» на вопрос «А каким вам запомнился Виктор Черномырдин?» отвечают…
Ирина Хакамада, бывший член комиссии правительства России по оперативным вопросам, бывший член комиссии правительства России по экономической реформе:
«Он был консервативным, добрым, любящим жизнь, политику, женщин…»
- Он мне запомнился стихийно чувствующим и принимающим все новое. И при этом он был консервативным, добрым, любящим жизнь, политику, женщин…
Для меня это был самый любимый премьер-министр, с которым я работала!
Татьяна Москалькова, зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор полиции:
«Лично премьер вступил в переговоры с террористами»
- Виктор Степанович запомнился мне попыткой разрешить острый политический конфликт на Северном Кавказе. Это был один из первых опытов освобождения заложников, когда лично премьер вступил в переговоры с террористами.
Тогда конфликт разрешился, но очень дорогой ценой. Ведь разрешение подобных конфликтов должно быть уделом правоохранительной системы и силовых структур, а мы тогда только вырабатывали подходы к борьбе с терроризмом, захватами заложников и т.п. Тогда это были новые для нас явления.
Еще Черномырдин вспоминается в связи с нарождавшейся тогда в России рыночной экономикой. При всей симпатии лично к Виктору Степановичу, как к человеку, в котором была и политическая мудрость, и определенная человеческая наивность, и мужская сила воли, и романтизм, - при нем начались первые опыты вывода капиталов за рубеж, массовое мошенничество в банковской системе, стали возможными пирамиды, типа МММ, и т.п. То есть такие первые шаги становления капитализма в России: новые системы управления, апробированные им, которые дали новые ростки правоотношений и в то же время породили коррупцию. Это было время контрастов.
Черномырдин вырос в системе координат ЦК КПСС, Госплана и Госстроя, и перейти на новую систему мышления было для него просто политическим подвигом.
Он не был трибуном, но по числу цитируемости вошел в первую тройку ораторов-политиков. Через его корявые фразы проглядывала огромная мудрость.
Иван Рыбкин, председатель Госдумы I созыва, секретарь Совбеза РФ в 1996-1998 гг., бывший зампред правительства России по делам СНГ и Чеченской Республики в кабинете Виктора Черномырдина:
«Он очень неплохо владел богатым русским – любым - словом…»
- Виктор Степанович был человеком, которого не испортила ни власть, ни личное богатство.
Я с ним шапочно познакомился 25 лет назад, когда руководил Советским районом города Волгограда. Он тогда занимался газоконденсатным месторождением в Астрахани и приезжал смотреть мощности на одно из предприятий нашего района.
С 1991-1992 гг. наше знакомство стало очень плотным. Я работал с ним в разных ветвях власти, а одно время, когда работал еще в Верховном Совете России, даже был его оппонентом. Могу сказать только самые добрые слова о его высочайшем профессионализме и человечности.
Мы с Виктором Степановичем были достаточно близки и нередко встречались семьями. Наши дачи целых семь лет подряд были рядом. Он очень неплохо владел богатым русским – любым - словом…
Черномырдин мог понимать и простого человека, как говорится, от земли или станка, и крупного государственного деятеля, политика, бизнесмена. Он мог разговаривать с каждым на этих очень разных языках.
В Викторе Степановиче был очень силен дух его казачьего происхождения, а также сына шофера-фронтовика. Помню, он выразил очень искреннее соболезнование, когда в 1995 году умер мой папа, тоже фронтовик.
Да, вспоминается много, Черномырдин был очень душевным, чутким и жизнерадостным человеком. Невзирая на свои громадные государственные обязанности, он всегда видел в человеке человека…
Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация», министр экономики России в 1992-1993гг.
«Он дал очень хороший урок нашим властям на все времена»
- Виктор Степанович действительно был политиком с большой буквы. Мне кажется, он дал очень хороший урок нашим властям на все времена: когда речь идет о человеческой жизни, то можно идти на любые риски – политические, репутационные и прочие (я имею в виду ситуацию с заложниками в Буденновске, когда он вступил в прямые переговоры с террористами).
А в личном общении он был очень обаятельным человеком с хорошим русским крестьянским чувством юмора. Может быть, внешне он выглядел немного простовато, но на самом деле был очень умным, мудрым и надежным человеком.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции