Зачем артистам раз за разом возвращаться туда, где идет война, рискуя своей жизнью? На этот непростой вопрос отвечает заслуженная артистка России, один из организаторов движения «Живи, страна» Галина Бокашевская.
- Актрисы предпочитают путешествия в более романтичные места. Почему не Мальдивы и даже не Турция, а именно Донбасс?
- Генная память. Меня так воспитали. Я родилась в Ленинграде. Мои первые выходы в люди произошли на руках у мамы и папы. Мы ходили на демонстрации, где было много радостного, праздничного народа. Все шли с флагами, с воздушными шариками, пели песни. Мне уже тогда нравилось видеть много счастливых людей. Потом папа отвел меня к мемориальному комплексу памяти павших героев Великой Отечественной «Журавли» на Дальневосточном проспекте. Он читал мне стихи Расула Гамзатова. У нас в альбоме осталась фотография, как я, маленькая девочка, возлагаю цветок на эту могилу. Вероятно, я тогда еще ничего не понимала и просто повторяла за взрослыми. Потом я пошла в школу, где у нас были «Уроки мужества». Именно в то самое важнейшее время, когда дети впитывают в себя все, как губка, мы впитывали рассказы о мужестве, о подвигах, которыми с нами делились ветераны Великой Отечественной. Потом я перешла в другую школу, где все наши торжественные линейки проходили на Пискаревском кладбище. Практически у всех у нас на этом кладбище в братских могилах лежали родственники. Я однажды написала стихотворение – «В моих жилах течет ленинградская кровь, ведь я родом из Санкт-Петербурга». Этот феномен я называю генетической памятью. У нас даже если рождается девочка, она уже знает, как держать в руках оружие и защищать семью и Родину. Что уж говорить про мальчишек?
- Откуда эта генетическая память?
- Века постоянных сражений, когда нашим женщинам приходилось менять прялку на меч, а расшитый платок на боевой шлем, и сражаться за павших мужей, братьев, отцов. Это генетическая память всех русских женщин, независимо от вероисповедания.
- Когда пришло понимание, что личных поездок с гуманитаркой на войну уже недостаточно и нужна более серьезная организация?
- 24 февраля 2022 года. Я просыпаюсь, читаю новости на смартфоне. И тут объявление о начале СВО. Я подскочила, включила телевизор, посмотрела выступление президента. На душе было очень тревожно. Небо словно свинцовыми тучами затянуло. Я поняла – надо что-то делать, куда-то бежать. Клавдия Шульженко, как и Ольга Берггольц в первый день войны пришли в военкомат и спросили – чем мы можем быть полезны? У меня было то же самое ощущение. Я хотела действовать. А как? Я не военнообязанная. Агитбригад сейчас нет. Мой внутренний монолог прервал приход СМС. Это была петиция, которую мне предлагали подписать. Называлась она «Мне стыдно, что я русский». Под ней уже стояло 200 подписей очень известных личностей, многих из которых я знала лично, работала с ними, снималась у них в кино. И я ответила человеку, который прислал мне эту петицию: «У вас 200 человек. Обещаю к вечеру собрать 2 тысячи подписей. Но моя петиция будет называться «Я горжусь, что я русский». А потом я открыла шкафы, достала оттуда все, что сын уже не носит, перестирала, перегладила, собрала в большую сумку. И вдруг решила, что это должна делать не одна я. Меня одной слишком мало. Я стала писать посты в соцсетях, что нам нужно что-то собирать для наших мальчиков на фронте. И я получила очень мощный отклик. Я пришла в Казанский собор к отцу Александру. Говорю – после бомбежек городов мне начали свозить очень много вещей. Но я не могу их хранить в доме. Нужно что-то делать, как-то отправлять это в Донбасс. Он выделил нам комнаты прямо в храме, благословил. Мне писали, что не могут прислать вещи, но могут прислать деньги. Я отказывалась – я не могу брать деньги! Я не умею с ними обращаться, отчитываться за них, вести бухгалтерию. Я же актриса, это совершенно не моя тема! Мне за это попадет! И вплоть до марта 2023 года мы возили все эти вещи, как получалось – на машинах, на перекладных.
- Какова ваша цель?
- Я должна была доказать нашим парням на фронте, что люди искусства – это не те, кто пишет, что им стыдно быть русскими. Что люди искусства с ними и поддерживают их всем сердцем. И не только словами, но и делом – ездить с концертами туда, где они воюют. Ради этой цели в апреле 2023 года мной и Борисом Галкиным было создано Народное патриотическое движение «Живи, страна». Это строки из песни Игоря Матеты, который со своим оркестром тоже ездит выступать в зону военных действий. Главная тема нашего движения - направленность на подрастающее поколение. Тема единения народа с армией. И в рамках этого движения был создан фонд «Артисты Петербурга за победу», в который сейчас входят уже и московские артисты. За год нашего существования мы на свои деньги два раза в месяц отправляем гуманитарную помощь. Мы, собравшиеся в фонде артисты Санкт-Петербурга и Москвы, даем концерты в воинских частях на территории России, в военных академиях, госпиталях, выступаем перед молодежными объединениями. Плетем сети, делаем окопные свечи, закупаем на свои деньги технику, о которой нас просят - генераторы, батарейки, канистры, все по их списку! Поддерживаем вдов и матерей погибших воинов. Для этого создали женский клуб. Организовали подарки для таких семей в новогодние праздники. Некоторые семьи взяли под свою опеку. А главное выезжаем во фронтовую зону! Выступали в ЛНР, ДНР, Запорожской области. Мы жили на первой линии обороны. Мы стремимся туда каждый месяц. У нас не развлекательная задача. В движении «Живи, страна» бригада составлена из народных и заслуженных артистов, уважаемых и узнаваемых всей страной. Мы сделали уклон на Слово. Наши артисты не просто поют. Они говорят с теми, кто пришел их слушать. Мы общались на эту тему с высокопоставленными людьми из Министерства обороны и Генерального штаба. Рассказали, что нам нужна от них только помощь в организации доставки артистов на место. Там нас встретят губернаторы областей. Нам не нужны Дома культуры, нам нужен стадион, чтобы донести свое слово до всех. В особенности, до детей. И нам ответили, что на это дело, разумеется, дадут добро.
- Зачем вы туда возвращаетесь?
- Как только мы возвращаемся оттуда, мы снова хотим туда. Мы нигде не чувствуем себя настолько нужными, как там. Происходит полная переоценка ценностей. Ребята снимают нас во время выступлений, а перед сном пересматривают. Об этом мне один командир написал. Для артиста это вершина успеха – быть нужным.