Как приятно 1 сентября смотреть на первоклашек! Забавные карапузы с букетами, девочки с бантами. Правда, оглянуться не успеешь – а за партами уже сидят здоровенные дылды с пробивающимися усиками, статные девицы. Но, пока не получен аттестат, они ещё школьники – при всём физическом расцветании и молодом буйстве гормонов. Из-за чего в разные времена случались скандалы, в том числе сто с лишним лет назад.
Cтрашная весть
И скандал 1907–1908 гг. с гимназическими «Лигами свободной любви» запомнился надолго, вспоминается и доныне. Правда, в разных источниках – разные данные о том, с чего всё началось. С публикации в орловской городской газете? С письма госпожи Циммерман, начальницы Пермской мужской гимназии? С фельетона в «Минском слове»?
Но дальше… Москва и Одесса, Полтава и Енисейск, Екатеринбург и Киев, Казань и Бердичев, Николаев и Петербург – по всей империи на головы читателей газетчики как-то враз обрушили ошеломляющие разоблачительные материалы: в нашем городе «это» тоже есть. Что имелось в виду?
Тайные клубы и общества, в которые молодёжь собирается, чтобы заниматься развратом! Причём ладно совершеннолетние охальники из молодых офицеров, купчиков, мелких чиновников с их подружками. Но такие сообщества создают и гимназисты! И гимназистки!
Пока горит свеча
Оказывается, в каждом городе подобные кампании имели своё название. «Лига свободной любви» (в Минске и Петербурге). Просто «Лига любви» (в Николаеве). «Дорефа» (в Киеве). «Огарки» (в Орле – по названию романа С. Скитальца). «Монетка» (в Казани). «Пиво и воля» (в Москве)… Фельетонисты живописали подробности. Здесь молодые люди и девицы собираются на чьей-то квартире, зажигают свечу, пока она горит, ведут умные беседы на эротические темы, читают соответствующие стихи, а как погаснет – в темноте и начинается… А здесь принято сначала танцевать, но на даме при этом лишь чулки и шляпа, на кавалере – только галстук… А там никаких заморочек – просто сперва пьют и вздыхают про жисть пропащую... А где-то гимназистки с учащимися реальных училищ вместе ходят в баню… Но, господа, они же ещё дети! Надо ли удивляться, что потом гимназистки беременеют, а гимназисты подхватывают неприличные болезни? Нет, конечно, всё это – не политика! Однако подрыв моральных устоев не менее страшен, чем подрыв устоев государственных! И так ли далеко одно от другого?
Заметим, конкретных имён в публикациях не называлось. Вообще тексты строились примерно по одной схеме: наш корреспондент узнал… встретился с неким участником... тот на условиях анонимности рассказал… Ещё частенько упоминались моральные виновники духовного разложения младшего поколения – всякие господа Арцыбашевы, Скитальцы, Каменские и прочие современные беллетристы-порнографы.
Пришла проблема пола
Что ж – неудивительно. Это сейчас главными совратителями незрелых умов считаются Интернет и телевидение. Но тогда их не было. Люди книжки читали. Поэт же в России традиционно больше чем поэт, прозаик – тоже властитель дум. А на дворе стихала наконец Первая русская революция. Наступало время, которое одни назовут потом периодом реакции, другие – стабильности и медленного выздоровления, третьи – усталости, апатии и смены приоритетов: вместо политических бурь – частная жизнь, интерес к иным проявлениям бытия. Как посмеивался знаменитый сатирик Саша Чёрный «Проклятые» вопросы, / Как дым от папиросы, /Рассеялись во мгле. /Пришла проблема пола, / Румяная фефёла, /И ржёт навеселе».
Автор, готовя данный материал, добросовестно (да и любопытно же!) глянул тогдашние ужасные книжки, от которых, считалось, свихивается молодёжь. Какое разочарование! И это называли порнографией? Помилуйте, «Леда» Каменского – просто игривый рассказик о красавице, которая так любила своё тело, что не стеснялась представать перед гостями обнажённой. «Огарки» Скитальца – повествование, как в некоем заволжском городке с угрюмым весельем спивается компания местных полуинтеллигентов. Ужасный-ужасный «Санин»? См. справку. И нигде ни одной элементарно нескромной фразы! Только какой-то дремучей наивностью и литературоцентричностью тогдашней России можно объяснить значение, которое придавалось этим, прямо скажем, не выдающимся произведениям.
Но всё равно… Нельзя спускать… Дадим по рукам развратителям! Не вышло привлечь к суду – будем бороться их же оружием! Какой-то автор спешно написал роман «Анти-Санин». Кто-то принялся сочинять пьесы для гимназистов, отстаивающие важность твёрдых моральных устоев…
Правда, как-то невзначай выяснилось, что вся эта шумиха насчёт тайных сексуальных обществ, сплошной развращённости молодёжи и т.д., мягко говоря, высосана из пальца.
Этот ужасный «Санин»
Роман «Санин» М. Арцыбашева обвиняли в порнографии и аморальности, но, наверное, под этими словами в 1907–1908 гг. подразумевалось не то, что сегодня. Ну есть там сцены соития – только описано всё абсолютно целомудренно. Видимо, аморализм главного героя современникам виделся в другом – это человек, играющий не по правилам.
В тихом городке, куда Владимир Санин вернулся после долгих лет отсутствия, люди живут по традиционным понятиям. А у Санина другой взгляд на вещи. Вот, скажем, его младшая сестра Ляля забеременела от офицера Зарудина. Страдает, пытается утопиться. А Санин ей доказывает – зачем? Из-за каких-то условностей, из-за представлений о том, что можно и что нельзя приличной девушке? И другого персонажа уговаривает на Ляле жениться. А Зарудина просто публично унижает. Тот (офицер ведь!) пытается вызвать обидчика на дуэль – но Санин издевательски отказывает. Оскорблённый Зарудин пытается при всех высокомерно отхлестать Санина хлыстом, а Санин ему просто бьёт морду – и обесчещенный офицер стреляется. Ну и так далее – пересказывать книгу не будем, сегодня она и переиздана, и в Интернете есть. Плюсы «Санина» – интересный герой, сильные страсти, яростные споры, иногда оригинальные мысли. Минус – изложено всё довольно скучновато. Автор всё же был добротным, но средней руки литератором.
Но после выхода «Санина» Арцыбашева хотели отдать под суд. Кампанию развернула церковь, епископ Гермоген грозил автору анафемой. В Германии и Австро-Венгрии на скамью подсудимых угодили переводчики («Санин» ведь начал выходить по всему миру). Причём книгой возмущались не только охранители! М. Горький попросил известного либерального адвоката О. Грузенберга в случае суда защищать Арцыбашева. А тот отказался: не желаю вступаться за проповедника аморализма. Горький кипел: разве дело в том, что писатель написал? Нельзя вообще судить за творчество!
Впрочем, немцы (и австрийцы) в итоге признали «Санина» гениальным произведением, продолжающим традиции Гоголя, Тургенева, Достоевского (явное преувеличение). В России судебное дело тоже заглохло, а моральные и финансовые потери (из-за конфискации одного из изданий романа) автору явно компенсировал новый взлёт тиражей – ведь такая реклама!
Дополняя сказанное в основном тексте. И Михаил Арцыбашев, и Степан Петров (Скиталец), и Анатолий Каменский после Октября уехали в эмиграцию. Арцыбашев умер в 1927-м в Варшаве, он стал яростным антисоветским публицистом. Скиталец и Каменский вернулись. Оба умерли в 1941-м: Скиталец – в Москве, Каменский – в лагере.
Нигде и ничего
Небольшая подробность. Первыми тогда волну погнали газеты бульварные. Подхватили консервативно-охранительные – вплоть до «Нового времени», главной тогдашней газеты этого направления. С первыми понятно – жареное искали. Вторым важнее была политическая оценка. Вот оно, следствие недавних потрясений! Папаши с мамашами сочувствуют всяким кадетам и эсерам – и у деток голова не тем занята. Социальная и сексуальная революции всегда идут рука об руку
Правда, гимназии (и прочие учебные заведения) были всё же учреждениями официальными. В каждой – директор, инспектор (завуч), штатные сотрудники, следящие за поведением учащихся. Что – везде прошляпили? И губернаторы тоже прошляпили появление на вверенных территориях гнёзд разврата? Началось чиновничье возмущение – господа журналисты, извольте разъяснить, где эти кружки действуют, кто конкретно входит! Сам министр внутренних дел империи П. Столыпин приказал полиции разобраться и доложить.
Полиция разобралась и доложила: нигде ничего нет. Ни «Лиг любви», ни «Дореф», ни «Огарков». Всё – выдумки, сказки, городской фольклор. То есть имеются случаи посещения гимназистами старших классов публичных домов. Но эти заведения действуют с разрешения местных властей, контролируются полицией и докторами. Да, надо, конечно, ещё раз указать хозяевам, чтобы строже следили за возрастом посетителей. Однако в целом – дело житейское. Бывает, что гимназистки беременеют. Прискорбно! Но не скажешь, что сейчас – чаще обычного. Везде и всюду более взрослые молодые люди встречаются с девицами – но чтобы это носило некий вызывающий характер?.. В общем – чушь и бред. Откуда пошло? Один газетчик сочинил, другой (из другого города) прочитал, подумал, что чумовая тема, надо и у нас запустить нечто подобное, написал, добавив свои фантазии, третий прочитал второго... Когда, например, в Перми отыскали автора первоначальной публикации, им оказался местный репортёр, известный «нетрезвым образом жизни». Его из одной редакции выгнали, он решил в другую прийти с сенсацией. Ну а в более солидных изданиях какой-нибудь мэтр, почитав пяток провинциальных газет, не выходя из кабинета, разражался высокоумным комментарием.
В целом полиция делала осторожный вывод: определённое «падение нравов» имеет место, но преувеличивать масштаб не стоит. Шумиха мало-помалу пошла на спад. Особых последствий не было. Разве что в Минске разъярённый вице-губернатор на пару месяцев закрыл оскоромившуюся газету. А дальше всё постепенно забылось, и на головы читателей обрушилась новая сенсация…
Оказывается, в России завелись подпольные клубы самоубийц!
Люди так верят печатному слову.