200 лет назад Россия не смогла спасти столицу США от захвата и унижения. Хотя пыталась. Шла англо-американская война 1812–1814 гг., и русский император Александр I предложил сторонам мирные переговоры при своём посредничестве.
Если нечего делить…
«Я уверен, что Россия является самой искренне расположенной к нам страной из всех стран мира (пока будет жив её нынешний монарх), и надо нам искать (…) её расположения». Знаете, чьи слова? Томаса Джефферсона, одного из отцов-основателей США, главного творца Декларации о независимости. Это не дипломатические реверансы. Сказано в частном письме, Джефферсон действительно так думал. И, будучи третьим президентом Соединённых Штатов, он в 1808 г. установил с Петербургом дипломатические отношения.
Вообще взаимное недоброе отношение у двух стран обозначилось много позже, уже после Второй мировой. А 200 лет назад… Ну чем были США для тогдашней Российской империи – огромной державы, сломавшей хребет Наполеону? Так, очень далёкое молодое государство, бывшая английская колония… Гораздо меньшее, чем сегодня (штатов было ещё только 13). Конкуренции ни в чём и никакой (Аляска тогда управлялась из Петербурга «Русско-американской компанией»). А если делить нечего и взаимных претензий нет – почему бы не дружить?
Монарх, которого Джефферсон считал гарантом русско-американской дружбы, – это император Александр I. А вот в США описываемые события развивались при сменившем Джефферсона президенте Джеймсе Мэдисоне.
Забытая война
Англо-американскую войну 1812–1814 гг. сегодня нечасто вспоминают даже в самих Штатах. Как правило, лишь в связи с порождёнными ею национальными символами. Именно тогда, например, возникло выражение «дядя Сэм» (Uncle Sam – так солдаты расшифровывали штамп «U.S.» на бочках с солониной; а это были инициалы производителя – Сэма Вильсона). Или – рассказы о подвигах американского «железнобокого» фрегата «Конституция»: от его корпуса из виргинского дуба отскакивали вражеские ядра. Или история гимна США (см. справку)…
Но в целом – странноватая была война. Захватническая и оборонительная одновременно, началась по весьма запутанным причинам и закончилась, в общем, ничем. Собственно, её и «американской» можно именовать с оговорками. Соединённые Штаты (United States) – это буквально «Соединённые государства». Но каждый штат тогда воспринимал себя отдельной страной – и одни рвались воевать, а другие были даже не прочь от США отделиться.
Кто был в той войне виноват? Обе стороны хороши. Англичанам в принципе хотелось проучить янки за свой проигрыш в Войне за независимость (1775–1783). Кроме того, США торговали с врагом – наполеоновской Францией. Британцы начали перехватывать американские суда. Ещё подзуживали индейцев нападать на американских поселенцев, снабжали оружием (и потом часть племён воевала на английской стороне). «Ястребы» (тоже выражение, появившееся именно тогда) в США стали требовать ответных жёстких мер. Но на море Штаты не в силах были тягаться с мощным британским флотом. Зато под боком лежала Канада – английская колония. В Конгрессе зазвучали вполне откровенные речи, что надо бы Канаду захватить, а англичан выгнать. Правда, американская армия серьёзной силы не представляла – небольшое количество контрактников плюс «милиция» (ополчение). Но Британия ведь воевала с Наполеоном, контингент в Канаде ослаблен?
В общем, 18 июня 1812 г. США объявили Англии войну. После чего вторглись в Канаду, захватили Йорк (Торонто), сожгли его и разграбили. Но Британия Канаду терять совсем не хотела – как-никак, главный источник леса для строительства флота. И хоть действительно была ослаблена противостоянием с Наполеоном, но не настолько, чтобы не дать сдачи. При этом немалый процент англоговорящего населения Канады составляли «лоялисты» – бывшие американцы, бежавшие сюда от революции. США для них были – что СССР для недавних белых. Понятно, схватились за оружие. А франко-канадцев взорвало случившееся в Йорке. Так что английские части в союзе с канадским ополчением и местными индейцами быстренько навешали янки по полной, вышвырнули их обратно и на плечах отступающего противника сами вошли на территорию США.
…Но чего мы всё это рассказываем? Чужая история. При чём здесь Россия?
Английский ленд-лиз
Очень даже при чём. Обратите внимание: время действия – 1812 год. Что тогда происходило у нас – известно. И неслучайно именно в сентябре 1812-го – в дни, когда Наполеон вошёл в Москву, – Александр I предложил США и Англии прекратить боевые действия, прислать представителей в Петербург и здесь начать договариваться о мире.
Его логика была простой. Британия – союзник России в войне с Бонапартом. Она взяла на себя обязательства помогать нам деньгами, оружием (не помогла, но это отдельная история). То есть – у нас судьба страны решается, а главный союзник обещаний не выполняет, ссылаясь на то, что у него собственная война за океаном! Так давайте мы поможем вам замириться – благо у нас с США замечательные отношения!
Увы, главный принцип международной политики – «каждый за себя». Читая исследования об этой попытке русского посредничества в далёком конфликте (Н. Болховитинова, С. Исаева, Г. Носовой и др.), ловишь себя на мысли: похоже, благая идея как в трёх соснах заблудилась в интересах трёх стран. То есть на словах мира желали все. Но… Сначала тянули Штаты, выгадывая время, чтобы посмотреть, чем вообще кончится русская война с Наполеоном. Потом волынили англичане – они уже громили американцев, и на этом этапе предложение остановиться было некстати. Дальше Александр повторял свой призыв больше для проформы и даже велел не отправлять из Петербурга к себе в ставку приехавших американских представителей: Россия к тому времени в «заграничных походах» добивала Наполеона, и сейчас мир в Америке дал бы англичанам возможность сбросить лишний груз и усилиться (а выгодно ли это было в тот момент России?). В общем – вопрос повис.
Похоже на «Хасбулата»
После взятия Вашингтона англичане двинулись на Балтимор. Но здесь дела пошли иначе. Гавань защищал форт Мак-Генри. В ночь с 12-е на 13 сентября 1814 г. он был атакован с моря. Огонь вели более двух тысяч корабельных орудий. Однако форт обстрел выдержал. Утром его защитники подняли специально сшитый огромный флаг США. С английской стороны картину наблюдал молодой янки, юрист и поэт-любитель Френсис Кей (поехал вызволять задержанного англичанами друга, и сам был задержан). Гордый вид полотнища в лучах рассвета вдохновил его. Написанный стих отлично лёг на мелодию старой застольной песни, и в новом проникновенном звучании получилось весьма торжественное произведение. Позже оно стало гимном ВМФ США, а с 1931 г. – гимном страны.
Если не помните мотив – промурлычьте про себя наш «Хасбулат удалой». Очень похоже. В Интернете полно стёбных роликов, где одна песня переходит в другую.
Акция возмездия
Но Наполеон был разгромлен, англичане перебросили в Америку дополнительные силы – и начали, что называется, ломить. 24 августа 1814 г. они внезапным рейдом взяли столицу США – Вашингтон. Где сожгли Белый дом, Капитолий, Библиотеку Конгресса и ряд других правительственных зданий.
Похоже, это была именно демонстративная «акция возмездия». Наказание за сожжение канадского Йорка. Америку не столько покарали всерьёз, сколько «опустили». Мстили государству, а не людям. Жгли правительственные здания – но жильё обывателей не трогали. Нет упоминаний о грабеже населения (наверняка было, однако не настолько, чтобы отложилось в документах) – взяли лишь военные трофеи (пушки, например). Характерный эпизод: английский командующий адмирал Коберн приказал поджечь редакцию особо язвившей в его адрес местной газеты. Но выскочили какие-то женщины, закричали, что огонь перекинется на их дома. Адмирал велел здание просто разрушить, а из наборных касс изъять букву «с» – «чтобы впредь негодяи не порочили моё имя» (по-английски его фамилия пишется Cockburn).
Англичане пробыли в Вашингтоне 26 часов. К вечеру разразилась гроза, дождь потушил пожары. Кроме того, грянул торнадо, смерч поднял английскую пушку и уронил на расчёт. Погибли два человека, это произвело недоброе впечатление. Но главное – не было, видимо, нужды задерживаться. Сказано же – «акция возмездия», не более. Англичане покинули город и двинулись на Балтимор…
Капитолий и прочие сгоревшие строения американцы потом отстраивали заново. Здание Белого дома особо не пострадало, просто закоптилось. Однако перебеливать пришлось.
Честно и прямо
Но после этого война обрела для США совсем другой смысл. Ещё недавно кто-то мог сказать: не я эту бучу затевал. Но теперь «враг у ворот»! Он уже над твоей столицей надругался! Началась массовая запись в армию. И дальше американцы дрались насмерть, нанесли противнику серию чувствительных ударов. В результате 24 декабря 1814 г. стороны подписали в Генте (Бельгия) мирный договор. «Партия закончилась вничью», без чьих-либо территориальных потерь и приобретений.
В США к тем событиям относятся по-разному. Одни пишут о «второй войне за независимость», другие считают её «абсурдной», обернувшейся лишь кровью, «которой могло не быть». Наверное, обе стороны правы, тут как посмотреть.
Для нас же любопытно вот что. Во-первых, ещё тогда мир был достаточно тесен, чтобы конфликт за океаном волновал русского царя. Последний раз Александр делал предложение о посредничестве за месяц с небольшим до падения Вашингтона. То есть как раз 200 лет назад мы могли предотвратить унижение Америки. Дата!
А во-вторых… В стане «ястребов»-конгрессменов были люди, чьи имена вписаны в историю США золотыми буквами: тот же Джефферсон, Рэндольф, Клей… И, обсуждая в Конгрессе планы вторжения в Канаду, они говорили прямо: «Эта завоевательная война (…) для приобретения территорий и статуса есть новая политика для республики…»
Честные были государственные мужи. Не зря американская элита на них до сих пор равняется.