Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История № 12(404) от 03.04.2014

Сталин, Хрущёв и НАТО

Как СССР захотел стать членом Североатлантического блока

, 19:25

65 лет назад (4 апреля 1949 г.) в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор. С этого дня ведёт отсчёт история Организации Североатлантического союза, более известной как НАТО. Но интересно: мы в ответ свою Организацию Варшавского договора создали лишь через шесть лет. Почему?

Здравствуй, враг!

Варшавский блок приказал долго жить в июле 1991-го, после подписания в Праге соответствующих соглашений. Причины? Ну вы же не забыли то время! А НАТО – ничего, процветает, к нашим границам придвинулось. И кто сегодня помнит, что поначалу, в 1949-м, предполагалось – войска Атлантического блока будут защищать лишь США, страны Западной Европы и Средиземноморья. Ныне – вон уже аж в Афганистане воюют! Сейчас в НАТО антироссийское оживление в связи с украинской ситуацией, сотрудничество с нами приостановили. Ещё недавно казалось, что к XXI веку организация себя изжила, её будущие противники довольно абстрактны – международный терроризм, киберугрозы... Но нет. Кое-кто в Брюсселе, небось, даже вздыхает с облегчением: Россия – это ведь почти СССР! Старый, добрый, почти родной враг… Можно просить деньги на новые задачи, демонстративно проверять порох в пороховницах.

НАТО и было создано с началом холодной войны для противодействия «советской угрозе». Но бывает, что в ответ делается не тот ход, которого ждёшь.

«Бизония» и «Тризония»

Вспомним, как НАТО начиналось. Европа второй половины 1940-х – голодная и разрушенная войной. 16 стран получают американскую экономическую помощь по «плану Маршалла». Страны соцлагеря – нет.

Окончательное размежевание произошло в июле 1947-го, на Европейской экономической конференции в Париже. Было понятно: Америка в обмен на помощь потребует политической привязки к своему курсу. Часть европейских государств не возражала.

Но у Москвы была своя логика. Да, разумеется, страны соцлагеря (тогда у нас чаще говорили «страны народной демократии») выбрали соцлагерь не оттого, что тамошнее население так уж уверовало в коммунистические идеалы. С другой стороны, ещё в феврале 1945-го в Ялте Сталин договорился с Черчиллем и Рузвельтом – это будет сфера нашего влияния, периметр лояльных государств вдоль советской границы. Потом умершего Рузвельта сменил в США отнюдь не симпатизирующий русским Трумэн, а Черчилль в «фултонской речи» (март 1946-го) провозгласил политику холодной войны. Так что сейчас Москва настоятельно не порекомендовала ехать на конференцию в Париж полякам, чехам, румынам – и далее по списку.

В начале 1948-го два новых кризиса ускорили развитие событий. Чехословакия, где у власти находилось коалиционное правительство, от американской помощи отказывалась со скрипом. Правительство там было коалиционное. Резко против того, чтобы следовать курсу Москвы, выступали президент страны Э. Бенеш (политик с мировым именем) и министр иностранных дел Я. Масарик (очень популярная фигура, сын основателя государства) – они настаивали, что у Чехословакии свои интересы. Тогда, в феврале 1948‑го, с помощью советских спецслужб местные коммунисты организовали массовые волнения, закончившиеся фактическим переворотом. Бенеш подал в отставку (вскоре умер). Масарик в те дни то ли покончил с собой, то ли был убит (неясно до сих пор). Чехословакия окончательно стала коммунистической. Её пример – другим наука.

В Германии – свой сюжет. В 1945-м там образовались четыре зоны оккупации: советская, британская, американская и французская. В 1947-м британская и американская зоны объединились – возникло пространство, именуемое «Бизонией». Потом присоединилась французская зона. Стала «Тризония», из которой позже образовалась ФРГ. То есть политически и экономически – часть Запада.

Всё это делалось в нарушение предыдущих договорённостей. Советский Союз в знак протеста вышел из Контрольного совета, управлявшего Германией. И перекрыл границы с другими зонами – тем самым заблокировав Западный Берлин. Начался «берлинский кризис» – события, связанные с американским «воздушным мостом» в эту часть города, экономическими реформами в «Тризонии»…

В общем, все уже понимали: запад (Европы) есть запад, восток (опять же Европы) есть восток – и вместе им не сойтись. Восток, понятно, контролировался Москвой с её мощной армией. Запад начал договариваться о военном союзе с США и Канадой. Итогом и стало то самое Вашингтонское соглашение от 04.04.1949 г., с которого мы начали рассказ. И соответственно – создание единого военно-политического союза 12 (тогда) государств: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции. Союз назвали Организацией Североатлантического договора – по-английски North Atlantic Treaty Organization, NATO. НАТО.

Пакт Мира

По логике Сталин должен был действовать, скажем так, симметрично. Но на Совещании руководителей европейских социалистических стран (март 1949 г.) заявил другое: «Мы не ответим созданием своего блока». И пояснил: во-первых, это усугубило бы раскол Европы, «в чём Черчилль лживо обвиняет нас». Во-вторых – зачем «помогать Америке и Англии спровоцировать войну с СССР и его союзниками»? Нет, у нас есть своё предложение – европейский «Пакт Мира».

План глобального «Пакта Мира» в сентябре 1949-го был предложен советской делегацией на Генассамблее ООН. Суть идеи: пять великих держав – СССР, США, Англия, Франция и Китай – заявляют об отказе от применения силы при решении спорных вопросов и призывают остальных действовать так же. Под давлением США Генассамблея предложение отклонила. Тогда по всей планете развернулось массовое движение защитников мира. Советский Союз его активно поддерживал – но, с другой стороны, было и что поддерживать: новой войны «маленький человек» нигде не хотел, и с миллионами подписей под воззваниями Всемирного Совета Мира власть имущим приходилось считаться.

Европейский «Пакт Мира» – что-то в том же роде, но в «местном» масштабе. Да, целый ряд стран вошёл в НАТО. Но не все! Вот Швейцария – всегда нейтральная. Вот маленькие государства, которые не хотят лезть в опасные для них игры, – Андорра, Монако… Вот Ирландия – она только что обрела независимость, очень не любит Англию и не хочет состоять с ней ни в каких блоках. И так далее, у каждого – своё. Западная Европа отнюдь не едина в своём желании противостоять СССР. Есть, по сталинскому выражению, «бреши». И с каждой страной-«брешью» можно вести свою игру.

Сталин тогда, например, сказал, где можно эту игру начать, – в Скандинавии. Дания и Норвегия в НАТО вошли? Вошли. А Швеция, исповедующая постоянный нейтралитет, – нет. А Финляндия – нет. (Ещё бы! В километрах 30 от Хельсинки тогда располагалась советская Порккала-Удд, «пистолет у виска Финляндии» – см. «АН» №24, 2010.)

И ту же Норвегию Москва начала теребить дипломатическими нотами. После вступления в НАТО у вас появятся американские базы? Почему вы не поддерживаете идею Стокгольма о создании «Североевропейской зоны нейтралитета»? Давайте подпишем взаимный Пакт о ненападении… При этом норвежцам предлагались выгодные проекты, например, по зонам рыболовства – при том, что норвежская нефть ещё не была открыта, страна жила небогато…

Политика – циничная вещь. Автор готов признать, что товарищ Сталин руководствовался идеями миролюбия, общей безопасности – и т.д. Но, правда, и воевать с НАТО – то есть прежде всего с Америкой, сытой, богатой, не порушенной войной, с мощным военным и ядерным потенциалом – нам было не по силам. В любом случае Советский Союз навязал геополитическому противнику другую тактику противодействия – вы бряцаете оружием, а мы думаем о мире… Сработало. СССР тем временем наращивал свой потенциал. Но дальше было ещё интереснее.

Хотим к вам

В марте 1953-го Сталин умер. А в 1954‑м СССР обратился в НАТО с неожиданным предложением. Настолько неожиданным, что задумываешься – кто придумал? Хрущёв? Маленков? Молотов – тогда министр иностранных дел? Наверное, Хрущёв: экстравагантные ходы – в его духе. Иногда они по последствиям были неудачны (как в случае с Крымом), а иногда…

В общем, в апреле 1954-го Москва заявила, что готова «изучить возможность» вступления Советского Союза в НАТО. Пояснялось: ведь тогда некому и не с кем будет враждовать! Система коллективной безопасности в Европе станет действительно реальной, а мир – стабильнее.

Конечно же, никто не предполагал, что предложение будет принято. И НАТО, естественно, его отклонило, сочтя сугубо пропагандистским ходом. Но после отказа Москва имела полное право сказать: вы ковали меч – мы отвечали призывами к миру. Мы предложили решение проблемы – вы не захотели. Теперь – извините, у нас есть полное моральное право думать о создании своего оборонительного блока.

И такой блок появился – через год с небольшим. 14 мая 1955 г. была провозглашена Организация Варшавского договора. Действительно – лишь через шесть лет после НАТО. Что есть исторический факт.

Брюссель, бульвар Леопольда III

До 1952 г. штаб-квартира НАТО располагалась в Лондоне, потом в Париже. Но у Франции (точнее, персонально у Ш. де Голля) с НАТО своя история отношений: в 1966‑м французы вышли из военной организации блока (оставаясь в политических структурах). Штаб-квартира переехала в Брюссель, где располагается доныне, на бульваре короля Леопольда III –это комплекс зданий, скорее на окраине города.

Сегодня в составе НАТО 28 стран, ещё ряд государств заявляют о желании войти в блок. НАТО принимало участие в 15 вооружённых конфликтах: иногда имели место прямые боевые действия одного или нескольких государств-участников, иногда – помощь в той или иной форме какой-то из сторон. Типичный и до сих пор не забытый у нас пример – зверские бомбёжки натовской авиацией Сербии в 1999 году.

Отношения современной России с НАТО строятся, по определению В. Путина, на принципах «прагматизма»: сотрудничаем там, где интересы совпадают.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram