Трагедия или кормушка?
Чем дальше мы от 1945 г., тем меньше людей, способных что-то опровергнуть или подтвердить, помнящих подлинную обстановку времени, состояние умов, политические реалии. Вместо очевидцев и историков упражняются случайные «знатоки», вольно интерпретирующие обрывки сведений, выдумывающие несуществующие источники, подгоняющие под свою концепцию факты. Мировая трагедия превращается в кормушку. Но этот процесс имеет еще одну сторону: когда открывается что-то подлинное, неизвестный факт, документ - не верят! Фантазии - как сорняки: в общественном сознании они порой вытесняют усилия добросовестных исследователей.
Регулярное «воскрешение» главных виновников главной катастрофы ХХ века - один из подобных примеров. Что ж, логика сочинителей понятна - рейтинги, тиражи, слава. А публика хочет «жареного». Пипл хавает. Но прежде чем хавать, давайте задумаемся об элементарных вещах.
Под лупой
То, что тысячи нацистских преступников после войны укрылись в Латинской Америке, Испании, Австралии, на Ближнем Востоке, общеизвестно. Но, как правило, речь идет о фигурах пятого-десятого уровня гитлеровской иерархии. Тот же «архитектор Холокоста» А. Эйхман формально носил не самое высокое звание оберштурмбанфюрера СС (подполковника) и занимал должность начальника одного из отделов имперского управления безопасности.
Эйхмана похитили и казнили израильтяне. За палачом сербов, главой хорватских усташей Анте Павеличем гонялись спецслужбы титовской Югославии. Тут был, так сказать, «персональный счет» пострадавших народов. Остальной мир, скажем прямо, он интересовал постольку-поскольку. Однако Гитлер или Гиммлер - не какая-то второстепенная сошка. Это первые лица. Со всеми вытекающими последствиями. Прежде всего - именно за «главными виновниками», в случае чего, шла бы непрестанная охота спецслужб. Любых - советских, американских, английских... Дело даже не в решениях Нюрнбергского трибунала, не в том, что эти фигуры были предметом всеобщей ненависти. Ведь оставались и реальные тайны - вроде до сих пор не до конца раскрытых секретов «золота партии», награбленных сокровищ III Рейха...
А раз интерес особый - то и внимание особое. Взять хотя бы проблему страны-укрытия. Для фигур второго плана она решалась проще. Франко дал приют Скорцени, лидеру бельгийских нацистов Дегрелю, тому же Павеличу (на время). Запад закрыл глаза: что ж, у диктатора свои симпатии, но, в общем, это уже «отыгранные карты». Беглые нацисты находили прибежище у Перона в Аргентине, у Стресснера в Парагвае, в Уругвае, Боливии... Однако если бы выяснилось, что жив и сбежал сам Гитлер (или Гиммлер), а тот же Франко его прячет, - нет, это уже черта, за которую переступать никому не дозволено!
Близкие и дальние родственники
Не будем забывать - к маю 1945-го «главные виновники» были уже людьми зрелыми. У всех имелись семьи, многочисленная родня... Такие связи из сердца не выкинешь. У того же Бормана остались жена и десять детей! Пока они росли, в доме царил культ отца. Его сын стал священником, не разделял взглядов Бормана-старшего, но не раз повторял в интервью: если бы отец был жив - я сделал бы все, чтобы увидеться с ним (как, кстати, и сын Гесса, преодолевший ради встречи с отцом даже сопротивление самого сидевшего в тюрьме Гесса-старшего). Ведь и генетический материал для окончательной экспертизы по делу Бормана-старшего дети предоставили именно потому, что были измучены неопределенностью в спорах об отцовской смерти.
Родственники «главных виновников» не подвергались репрессиям. Жили частной жизнью, учились, работали. Но очень долго находились под колпаком спецслужб. Мало ли, вдруг выяснится что-то любопытное? Один из дальних родственников Гитлера даже писал американцам: перестаньте, наконец, прослушивать мой телефон, я, дескать, «дядю Адольфа» в жизни не видел.
Можно ли выжить в вакууме?
Пофантазируем. В 1945-м Гитлер все-таки сбежал. Или Гиммлер. Или еще кто-то. Улетел. Затерялся на дорогах Германии среди беженцев, сменив внешность. Уплыл на подводной лодке. А дальше...
Но что дальше-то? Мало уйти от погони. Нужно на годы сбить преследователей со следа. Это значит - сменить все окружение, порвать все связи, оказаться в безопасной среде... Однако на что жить? Как снимать суммы со счетов? Даже для этого нужны помощники, доверенные люди... Как обустраиваться? Ведь требуется такая точка на карте мира, где можно десятилетиями жить, не привлекая внимания. А привлечь его легко. Иностранным акцентом (новый язык в этом возрасте учится трудно). Почтительным отношением местной немецкой общины, статусом в ней (не в мусорщики же Гитлеру идти!). И чтобы никаких вездесущих газетчиков. И чтобы у местных бизнесменов и чиновников не было связей с американцами, у местных коммунистов - с Москвой. А то ведь быстро поползет слух, доберется до ненужных ушей...
В последнее время появилась новая волна публикаций: Гитлер, дескать, спрятался в Антарктиде. Ну, действительно, где еще?
Император растит капусту
Наконец, главное. Все рассуждения о том, что «такой-то бежал», не учитывают психотип личностей, подобных Гитлеру, Гиммлеру и другим. Тихая домашняя жизнь была не для них. Такие люди не представляют себя вне политики и власти. Легенда о римском императоре, выращивающем капусту вдали от политических бурь, объясняется тем же, чем и «уход» Ивана Грозного в Александровскую слободу: политический ход (шаг назад) властителя, желающего затем, рывком вперед, увеличить и укрепить свою власть. Гитлер тоже мог бы «уйти», скрыться на время в расчете на будущее. И такие планы реально строились - перенести штаб-квартиру из Берлина на юг Баварии, в Бергхоф. Но после Ялтинской конференции стало ясно: русские и союзники - в одной связке. Во всяком случае - до краха III Рейха и национал-социалистической идеи, воплощением которой был Гитлер. Значит, фюрер обречен. И его ближайшие сподвижники - тоже.
Ну а как частное лицо никто из них не был нужен.
Прежде всего самим себе.
Идентификация Бормана
Есть единственный случай, когда имелись серьезные основания полагать, что кто-то из «главных виновников» уцелел, - ситуация с Мартином Борманом.
Теоретически все сходилось. Борман был самым реальным кандидатом на выживание после краха нацистской Германии. К концу войны он владел множеством ключей и ключиков к банковским счетам, тайникам с ценностями. Для единомышленников после самоубийства Гитлера официально стал законным преемником фюрера. При этом к публичности никогда не стремился, редко выступал с речами, почти не снимался для газет, не давал интервью. Обладал заурядной внешностью, позволявшей легко затеряться. Наконец, неясность с обстоятельствами гибели. 2 мая 1945-го Борман с группой эсэсовцев и партийных чиновников прорывался из района рейхсканцелярии под прикрытием бронетранспортера. Разрыв снаряда разметал их. Из тех, кто уцелел, лишь шеф гитлерюгенда Аксман показал: чуть позднее, мечась по улицам в поисках бреши в русском окружении, он наткнулся на Бормана. Тот лежал бездыханный, лицом вверх. Рядом - оберштурмбанфюрер Л. Штумпфеггер, личный врач Гитлера. Но насколько этому свидетельству верить?
После 1945-го Сталину необходимо было простимулировать международный розыск реально сбежавших нацистских преступников. Требовалось, чтобы страны-союзницы, особенно США, если не перестали заигрывать с ними, то хотя бы официально интенсифицировали поиски. Такая установка сохранялась долго, потому СССР постоянно выражал сомнения в смерти Бормана.
Его искали почти 30 лет. Всего было найдено шестнадцать «Борманов». Но в 1973 г. в Западном Берлине на площадке «Улап» - районе вероятной гибели наци №2 - строители нашли два скелета. Германская прокуратура провела серию экспертиз. С объектом розыска совпали следующие идентифицирующие признаки:
1. Следы прижизненных травм (перелом ключицы в 1939 г.).
2. Зубные мосты - их уверенно опознали дантисты, лечившие Бормана.
3. Стекло, найденное на зубах, соответствовало стеклу ампул-«самоуничтожителей», имевшихся у верхушки рейха.
Пластическая реконструкция лица по черепу (эксперт не знал, о ком речь) тоже показала сходство с лицом Бормана.
Все это позволило «со степенью вероятности, граничащей с уверенностью» заявить: найдены останки Бормана. Их предусмотрительно не захоронили целиком. По сохраненным фрагментам костей в 1998 г. провели еще и экспертизу ДНК, сверяясь с генетическим материалом детей Бормана. Она окончательно сняла вопрос. Мартин Борман погиб. Точнее, раненый (или контуженный), он, боясь пленения, принял яд.О дневниках фюрера
Показательная история - знаменитая афера с «Дневниками Гитлера» (1983 г.). Их начал печатать журнал «Штерн». В «Дневниках», в частности, говорилось: Гитлер собирался бежать из Берлина. Вскоре, однако, выяснилось, что «Дневники» изготовил некий Конрад Кийау, позднее осужденный за мошенничество.
Кийау не знал, что Гитлер, во-первых, ненавидел писать. Он диктовал, а писали за ним всегда другие: сначала Гесс, потом Борман. Во-вторых, фюрер никогда не имел ни времени, ни режима дня, позволяющих вести дневник. В‑третьих, просто не чувствовал в этом внутренней потребности - полностью реализовывался в речах. Политик, даже средней руки, берется за мемуары, уйдя со сцены. Гитлер же оставался на ней до самого своего конца.«Дневники» - изобличенный подлог. Но в подлинность "Застольных разговоров Гитлера" Г.Пикера многие верят до сих пор.