Городские платные парковки в столице собрали за время своего существования почти 10,4 млрд, а за прошлый год они принесли в бюджет Москвы 2,9 млрд рублей. Попутно с этим мэр столицы Сергей Собянин отрапортовал о том, что по итогам 2016 года Златоглавая наконец-таки покинула десятку городов с самыми загруженными дорогами. Однако так ли всё радужно на самом деле?
Рейтинг составлялся голландской компанией TomTom, которая ежегодно проводит мониторинг трафика в двухстах крупнейших городах мира. Согласно их исследованиям, в 2015 году столица была пятым городом в рейтинге по загруженности дорог, а по итогам прошедшего передвинулась сразу на 13-е место. Более того, столица даже получила премию за организацию парковок. По информации департамента транспорта Москвы благодаря интеллектуальной транспортной системе и комплексной схеме организации дорожного движения теперь водителям приходится тратить на 65% меньше времени на поиск места для стоянки.
Впрочем, существуют и другие рейтинги, которые оценивают работу столичного руководства уже не так оптимистично. Так, например, американская компания INRIX ставит Москву на второе место по пробкам. По их данным, в среднем водитель в столице проводит 91 час за год в пробках, при этом простаивание в заторах занимает 25,2% от общего времени вождения. Больше только в Боготе – столице Колумбии. Зато там в чистом времени тратится на стояние в пробках 88 часов. Первое же место занимает Лос-Анджелес со 104 часами, который спас Москву от лидерства в топе INRIX только благодаря тому, что обстановка там существенно ухудшилась, а не потому что Собянин победил заторы. Тем более на пробки в Лос-Анджелесе водители тратят всего 12,7% своего времени за рулём.
Рост тарифов
Ранее Собянин заявлял, что без платных парковок регулировать движение в Москве просто невозможно, а благодаря их введению в центр города стало въезжать на 20–25% автомобилей меньше. И более того, свою политику в области расширения зоны платной стоянки город собирается продолжать и в будущем поднимать тарифы. По словам Максима Ликсутова, в марте уже могут начать обсуждение повышения стоимости часа парковки. Неужели будут импровизировать? Или не хотят протестов и потому держат всё в секрете? Выходит, что столичное руководство продолжает играть в молчанку со своим будущим избирателем, который такими темпами может пойти голосовать против Собянина в 2018 году.
При этом самое обидное для столичного водителя то, что собранные деньги расходуют на благоустройство территорий, а не на обеспечение инфраструктурой автомобилистов. Почему, допустим, средства с городских стоянок не идут на создание тех же механизированных паркингов в спальных районах, куда теперь якобы вынуждена приходить платная парковка из-за того, что местным жителям негде оставлять свои машины? Может, потому, что дело не только в наведении порядка на дорогах? И почему в начале февраля ГЗК Москвы во главе с Собяниным решила прекратить реализацию инвестиционных проектов по строительству 12 многоуровневых паркингов, два из которых планировались в ЦАО? Вместо этого земельные объекты либо выставят на торги, либо озеленят и благоустроят.
Между тем москвичи также не торопятся покупать машино-места в парковках при новостройках. Процедуру передачи в собственность таких стоянок существенно упростили, однако как того ожидали чиновники, какого-то бума и оживления спроса на них не произошло. Что вполне логично – никто не будет приобретать кусок пыльного бетона по стоимости сопоставимой с квартирой.
Нарушения те же
Несмотря на то что столичное руководство считает платные парковки действенным лекарством, оно по-прежнему продолжает давать сбои. Несколько лет назад прокуратура выявила около 600 тыс. незаконно вынесенных штрафов за парковку. С годами ситуация улучшилась, но по-прежнему работает не идеально. Так, за 2016 год силовики выявили в работе АМПП 190 нарушений в сфере законодательства и неправомерного привлечения водителей к административной ответственности. И это только те постановления, которые водители решили опротестовать. Зачастую автомобилисты просто не хотят тратить время на бумажную волокиту – ведь эта процедура обжалования не настолько проста, как хотелось бы.
Кроме того, продолжаются нарушения в плане эвакуации транспортных средств. Ради экономии времени инспектора МАДИ заполняют протокол уже после того, как погрузили автомобиль нарушителя и тронулись с места. Хотя по закону всё должно быть наоборот. Дело в том, что пока эвакуатор не тронулся с места – водитель вправе потребовать снять свою машину с погрузчика и отделаться только штрафом за нарушение правил стоянки. Получается, что и эта система всё так же заинтересована в извлечении прибыли – не меньше чем платный паркинг и продажа резидентских соглашений в спальных районах.