МЦК – Московское центральное кольцо – начало свою работу с 10 сентября. В рамках «теста» все пассажиры могут рассчитывать на бесплатный проезд по новой ветке, который будет возможен до 10 октября. Как предполагало московское правительство, такой подход позволит быстрее выявить недостатки МЦК, чтобы устранить их в угоду москвичам. Однако уже за полторы недели было выявлено существенное количество недочётов, которое заставляет задуматься – а не поспешили ли с вводом МЦК?
Открытие нового кольца было приурочено к Дню города Москвы, а его первыми пассажирами стали мэр столицы Сергей Собянин и президент РФ Владимир Путин. Во время поездки градоначальник нахваливал городскую новинку, мол, удобству нет предела: тем, кто едет на электричках из области, не надо будет ехать в центр, так как можно будет выйти рядом с МЦК или пересесть на наземный транспорт, а в перспективе сие кольцо сможет перевозить по 150–300 млн пассажиров в год.
Но, несмотря на довольно неплохую идею реконструировать МКЖД и вновь заставить его работать на пользу городу и москвичам, сразу после запуска пассажиры начали отмечать многочисленные недоработки.
Так, например, одним из спорных моментов является выбор поездов, которые курсируют по путям МЦК. Ими стали ЭС2Г, более известные как «Ласточки», которые уже несколько лет исправно возят пассажиров из Москвы в Орёл, Смоленск, Тверь, Зеленоград и Нижний Новгород. Курсируют они и в других городах. Основные преимущества «Ласточек» – это приемлемый уровень комфортабельности, чтобы удобно провести часа 3–4 в кресле, и высокая скорость движения. Однако так ли важны эти вещи для городского транспорта? Протяжённость всего кольца – 54 км, полный путь по нему займёт 1 час 25 минут, а разогнаться до максимальной скорости особо и негде. Особенно в северной части МЦК, где станции располагаются ближе друг к другу.
Ещё один момент, на который обращают внимание пассажиры, – компоновка салона. Внутри располагаются кресла по системе 2+2 с широким проходом в центре. Всё бы ничего, но держаться, если ты не сидишь, можно только за ручку на кресле. Будут ли какие технические доработки вагонов, пока не известно.
Большие интервалы
Следующий момент, на который обращали внимание прокатившиеся по МЦК пассажиры, – это расстояние между краем платформы и дверью вагона. К сожалению, оно не как в метро – зазор кое-где составляет примерно пару десятков сантиметров. Теоретически это создаст проблемы пожилым людям, непросто будет въехать туда с детской коляской или же на инвалидной. Правда, с этой проблемой уже пообещал разобраться начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов: «Расстояние и высота до платформы зависят от рихтовки пути. Мы пригоним специальные машины, которые, в зависимости от проблемы, поднимут, опустят или придвинут путь. Всё это устранят в ближайшее время. Для этого на МЦК нужно только технологическое окно».
Ещё одна не самая удобная вещь по сравнению с метро – это интервал движения поездов на МЦК. В часы пик он составляет в районе 6 минут – с 7:30 до 11:30 и с 17:00 до 20:30. А вот в остальное время уже 11–15 минут. То есть за это время вполне реально проехать несколько станций на метрополитене и не особо потерять во времени. К примеру, вам нужно доехать от «Сокольников» до «Семёновской». Если через МЦК, то займёт примерно 25 минут и придётся совершить две пересадки; на метро – около 24 минут и тоже две пересадки, если через центр, то с одной пересадкой и уже 30 минут в пути. Особой разницы вроде никакой, но зато точно не нужно ждать поезда 6–15 минут. Впрочем, власти Москвы уже говорили о том, что теоретически интервал движения можно будет сократить до трёх минут.
Куда идти?
Не всё гладко и в плане пересадок с метро на МЦК. Так, например, платформа МКЖД «Хорошёво» находится чуть дальше чем в 500 м от станции «Полежаевская», и это не единичная история. Как правило, идти от метро до МЦК придётся вдоль крупных магистралей, что вряд ли добавит удовольствия от прогулки в слякоть или зимой. Но от этого, к несчастью, никуда не деться.
Есть также и проблемы с навигацией – так, например, не всегда понятно, в какую сторону идти, чтобы прийти к платформе, а у «Площади Гагарина» вообще два входа на две платформы – так что не сразу поймёшь, на какую конкретно тебе нужно. Впрочем, эти недочёты устранить вполне по силам. Другое дело – выход с платформы МЦК «Автозаводская», по мнению экспертов, рядом с ней придётся переделывать надземный переход, так как он вряд ли потянет большой пассажиропоток.
В целом же все недочёты вполне можно устранить, а сам ввод МЦК следует рассматривать как перспективный проект. Во-первых, Москве давным-давно пора избавляться от так называемого «ржавого пояса» – пришедших в упадок промзон. Во-вторых, появляются альтернативные маршруты для тех, кто живёт рядом со станциями метро и МЦК. Тем более в планах возвести 750 тыс. кв. м коммерческой застройки, что даст ориентировочно 40 тыс. рабочих мест. Так что спрос на транспорт будет обеспечен. Вот только не приведёт ли это к новым транспортным проблемам?