В начальных классах столичных школ может появиться новый предмет. Совет родительской общественности Москвы предлагает ввести для учеников младших классов уроки шахмат.
Новый предмет
Шахматы традиционно считаются игрой для интеллектуалов, но, вероятно, вскоре ходить конём смогут даже первоклашки. Российская шахматная федерация предложила включить в школьную программу обязательный годовой курс игры в шахматы. Как пояснил исполнительный директор организации Александр Бах, этот вид спорта развивает стратегическое мышление, память, логику и интеллект в целом.
Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин выступил в поддержку этой инициативы. Парламентарий отметил, что принимать решение о введении нового предмета должны региональные власти. В столице идею уже одобрил Совет родительской общественности Москвы.
«Мне кажется, логическое мышление никогда не повредит, – считает председатель экспертно-консультативного Совета родительской общественности при столичном департаменте образования Людмила Мясникова. – Как обязательный предмет я бы ввела уроки шахмат в начальной школе. Если всё будет получаться хорошо, если мы увидим, что, например, все дети в классе по-другому участвуют в уроке, лучше проявляют себя в математике, тогда, может быть, и стоит работать дальше в этом направлении».
Плюсы и минусы
Позитивное влияние шахмат на интеллектуальную деятельность было засвидетельствовано научным сообществом. Так, психологи Альфред Бине и Пётр Рудик доказали, что любители этой игры склонны не механически запоминать информацию, а мыслить логически и аналитически. Экспериментально подтверждена польза занятий шахматами для школьников: дети, которые изучали азы игры, показывали лучшие результаты в учёбе, чем их сверстники.
По результатам масштабного исследования с участием 4500 второклассников в Венесуэле уроки шахмат были введены во всех школах страны. «Шахматы уже давно включены в общеобразовательную программу ряда европейских стран, Канады, США и Китая, и я не вижу причин не последовать их примеру, – говорит юрист и общественный деятель Юлия Рублёва. – Педагоги отмечают, что игра в шахматы исключительно положительно влияет на развитие памяти, логического и стратегического мышления ребёнка».
«Идея введения шахмат в московских школах как отдельного предмета, развивающего логику и основы мышления, – замечательная», – соглашается проректор Московского педагогического государственного университета Алексей Владимирович Коршунов. Эксперт обращает внимание, что шахматы должны стать самостоятельным предметом с разработанной методической базой: «Сейчас в некоторых образовательных учреждениях шахматы предлагаются как факультативные занятия в рамках уроков физической культуры. Это ошибочное решение: заменять шахматами двигательную активность никак нельзя, а вот вводить как отдельный предмет – можно и нужно».
Противники шахматных уроков обеспокоены, что они станут дополнительной нагрузкой для школьников. «Введение лишнего предмета потребует сокращения других школьных курсов, – отмечает генеральный директор Центра компетенций и стратегических коммуникаций Станислав Супрунов. – К тому же если родители желают, чтобы их дети с раннего детства играли в шахматы, то для этого существуют специальные кружки и секции».
Однако эти опасения безосновательны: регионы и сами школы могут самостоятельно добавлять в учебную программу дополнительные предметы так, чтобы нагрузка на детей не превышала допустимое количество часов занятий, утверждённое санитарно-эпидемиологическими нормами с учётом рекомендаций Минздрава.
Позитивный опыт
Некоторые школы уже воспользовались этим правом, чтобы ввести уроки шахмат. С этого года такие занятия станут обязательными во всех средних школах Югры (Ханты-Мансийский автономный округ), а в 296 школах Московской области первоклассников начнут обучать азам игры в рамках внеурочной деятельности.
В Физтех-лицее им. П.Л. Капицы, признанном лучшей образовательной организацией Московской области по итогам 2014/2015 учебного года, шахматы стали неотъемлемой частью образовательного процесса ещё с конца 90-х годов. «Сегодня можно с уверенностью говорить, что это было правильным решением, – комментирует тренер сборной по шахматам и преподаватель начальных классов лицея Владимир Якушев. – На занятиях шахматами дети, особенно в начальной школе, учатся сосредоточиваться на поиске правильного решения и обдумывать каждый ход».
Однако, как отмечает педагог, быстро перенять положительный опыт лицея помешает недостаток профессиональных тренеров. «Чтобы инициатива была реализована во всех школах Москвы и принесла хорошие результаты, необходимо большое количество квалифицированных преподавателей, которых, к сожалению, не так много. На их поиск и подготовку при условии проведения образовательных семинаров по 2–3 часа в неделю уйдёт примерно полгода, и только после этого можно приступать к воплощению проекта», – говорит Якушев.