Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 31(522) от 10.08.16

«Все обязательства по переселению будут выполнены!»

, 08:23

Программа переселения из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 г., выходит на финишную прямую. Непосредственное участие в её выполнении принимает госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Благодаря её финансовой поддержке и институциональным преобразованиям квартирный вопрос уже решён для сотен тысяч граждан. Однако до окончания срока реализации программы осталось совсем чуть-чуть – она должна быть завершена к 1 сентября 2017 года. Что будет дальше, что мешает её реализации и когда наше ЖКХ перестанет быть «ящиком Пандоры» – об этом «АН» поговорили с первым заместителем генерального директора госкорпорации Владимиром ТАЛАЛЫКИНЫМ.

- Владимир Михайлович, до завершения программы переселения из аварийного жилья остаётся чуть больше года. Каковы сегодня темпы её реализации?

– Исполнение программы идёт с определённым напряжением. Из того, что запланировано сделать к сентябрю 2017 года, пока что сделано чуть больше половины. То есть из 11,4 миллиона кв. м аварийного жилья расселено на сегодняшний день около 6 миллионов кв. метров. Тем не менее по итогам 2016 года мы должны выйти на установленные распоряжением правительства РФ показатели. Должен отметить, что начиная с 2013 года мы их ни разу не срывали. Другое дело, что эти показатели достигались за счёт перевыполнения программы в одних регионах и недовыполнения в других.

– В начале каждого года мы слышим о низких темпах исполнения программ переселения, однако уже несколько лет выполнение целевых показателей реализуется с опережением. С чем связана такая ситуация?

– Связано это с тем, что был изменён подход к решению проблемы. В 2008 году, когда был создан фонд, мы занимались сразу двумя программами – капитальным ремонтом и переселением граждан из аварийного жилья. При этом региональные власти сами решали, как им потратить деньги, которые выделялись на эти цели. С выходом в 2012 году «майских указов» президента задачу переформатировали совершенно в другом плане. Была поставлена конкретная цель – жильё, признанное до 2012 года аварийным, должно быть расселено до сентября 2017 года. Именно с появлением плана связана та разница в объёмах расселения до 2013 года и после.

– По итогам первого полугодия 2016 года 4 региона (Саратовская область, Республика Карелия, Забайкальский край, Республика Тыва) расселили аварийный фонд в рамках региональных программ менее чем на 25%. Ещё 21 регион – в пределах 25–50%. С чем это связано?

– Как я уже сказал, в целом мы достигли плана переселения. При этом порядка 20 регионов недотягивали до нужных годовых показателей. В рамках закона мы, конечно, можем предъявлять к этим субъектам и финансовые претензии. Но ситуация с отставанием этих регионов зародилась ещё в 2013 году.

Дело в том, что длительное время все надеялись на рынок. Ожидалось, что именно застройщики дадут жильё, а власти приобретут либо уже готовые квартиры, либо присоединятся по схеме долевого строительства.

Когда задача переселения была поставлена, то оказалось, что во многих регионах строительный рынок развит слабо. В некоторых муниципальных образованиях коммерсанты уже десятилетиями ничего не строили, а аварийное жильё там есть! Вместе с этим во многих муниципальных образованиях не было структур, например Управления капитального строительства, которые бы имели опыт решения таких проблем. Сейчас их приходится создавать заново.

Кто не успел, тот опоздал

– Есть ли уверенность в том, что эти субъекты РФ подтянутся и указ президента будет выполнен в срок?

– Наверное, два региона не успеют. Карелия точно справится. Что касается Саратовской области, то здесь произошло серьёзное проседание в финансовых источниках. Но вместе с Минфином мы нашли способ, чтобы оказать дополнительную финансовую помощь. У Саратовской области шанс есть – рынок здесь работает. Они могут попытаться не заниматься строительством, так как это долгий процесс, а сконцентрироваться на приобретении готового жилья.

– Что будет, если часть регионов не успеет?

– Программа должна быть выполнена – никто не говорит, что если сроки не будут соблюдены, то это дело бросят. Все публичные обязательства перед гражданами будут выполнены. Возможно, что в некоторых регионах это произойдёт позже. Не к сентябрю 2017-го, а к 1 января 2018 года.

– Чего ожидать после завершения переселения домов, которые признали аварийными до 2012 года? Будет ли новая программа?

– Конечно, на этой программе всё не должно заканчиваться. Сейчас идёт мониторинг аварийных домов, их реестр пополняется, и мы за этим внимательно следим. На сегодняшний день уже свыше 7 миллионов кв. м жилья признаны аварийными после 1 января 2012 года. Это число, естественно, будет расти, ведь ничего вечного не бывает.

Поэтому главная цель – это выработать долгосрочную систему постоянного решения вопросов с появляющимся аварийным жильём. Понятно, что это будет новый закон, а механизмы будут более дифференцированные, чтобы решать проблему не только за деньги регионов и бюджета Федерации. Привлекать нужно внебюджетные инвестиции.

Вдобавок необходимо, чтобы публичные структуры на уровне муниципалитетов брали на себя обязательства заказчиков по строительству на основе контрактов на подряд. Для этого целесообразно использовать типовые проекты домов. Это гораздо дешевле, чем покупать готовое жильё у застройщика. Постепенно подобные структуры сейчас создаются.

Знак качества

– Ранее были сообщения о том, что переселенцам предоставляют жильё не лучшего качества. Кто следит за этим? Много ли на сегодняшний день нареканий к домам, которые строят взамен аварийного фонда?

– Нельзя говорить, что качество жилья плохое именно для переселенцев. На самом деле – это сегодняшний уровень нашего строительного комплекса. Плохо могут строить для всех.

Мы отслеживаем все обращения граждан по вопросам качества жилья для переселенцев, собираем информацию, ведём мониторинг и реагируем в случае каких-либо нарушений. Процесс проверки качества жилья у нас строго регламентирован, вплоть до того, в какие сроки должны быть устранены недостатки.

Большая доля претензий касается именно отделочных работ. Дело в том, что основная масса коммерческого строительства идёт без отделки. А в нашем случае мы должны передать переселенцам полностью готовые квартиры, в которых не нужно делать ремонта, чтобы граждане могли сразу заселиться.

Что касается количества претензий граждан, то у нас сейчас на контроле находится информация по 863 МКД в 66 субъектах РФ. Система такая – обращение заносится в реестр. В каждом регионе есть специальная комиссия, которая работает с ними. Затем даётся 2-месячный срок исправить нарушения. Для усиления контроля в этой сфере мы регулярно проводим селекторные совещания – в первом полугодии 2016 года их было 33 по 42 субъектам РФ. Устраиваем также плановые проверки и различные контрольные мероприятия. В случае вопиющих нарушений информация доводится до органов прокуратуры, ГУЭБ и ПК МВД. Как следствие, заводятся уголовные дела и дела об административных правонарушениях

Дом – объект управления

– В 2016 году фонд активно включился в процессы модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Какие направления здесь наиболее приоритетны и каковы объёмы их финансирования?

– Мы об этой проблеме начали говорить в 2013 году. Из всех регионов мы слышали, что если они не займутся прямо сейчас городской коммунальной инфраструктурой, то догонять потом будет уже поздно.

Первым шагом было выделение денег на то, чтобы субсидировать процентную ставку по заимствованиям инвесторов на модернизацию инфраструктуры. Но это не сильное оружие, для того чтобы привлечь бизнес. Дело не только в том, что деньги дорогие – банки давали на это дело кредиты под 18% годовых! Беда в том, что не обеспечивается возвратность этих денег. Поэтому без покрытия части прямых затрат за счёт бюджета в разумный срок ни один инвестор на это не пойдёт.

Теперь будем пытаться делать это в складчину. В 2016 году мы рассмотрели около 40 заявок и приняли по ним положительное решение. Но мы финансируем только города с населением менее 250 тысяч человек. Потому что в крупные города инвестор прийти ещё может – там для него есть финансовый интерес.

Этот проект касается водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и обращения с ТБО – всё это актуально и важно для муниципальных образований. Первые заходы на финансирование будут уже в октябре. Суммарно постановлением правительства нам прописано около 12 миллиардов рублей на эти цели, но в этом году мы можем выделить только 4,83 миллиарда, остальные 7,5 – в следующем.

– Фонд оказывает поддержку и в области капитального ремонта. Расскажите подробнее, в каком объёме оказывается эта помощь. Недавно глава Минстроя России Михаил Мень предложил выдавать льготные кредиты на капремонт. Фонд будет участвовать в этом процессе?

– В вопросах капремонта мы начали помогать с 2008 года. Тогда примерно 140 миллиардов рублей было выделено на эти цели субъектам РФ. Но сейчас ситуация другая. Сегодня созданы региональные системы капитального ремонта и установлены обязательные взносы с каждого квадратного метра для граждан. Что и стало основным источником финансирования. Регионам теперь просто нет смысла просить помощи у фонда. Во-первых, слишком большой пакет документов нужно собрать. А во-вторых, объём нашей помощи слишком мал по отношению к сборам за капитальный ремонт. Судите сами, в 2015 году на эти цели у нас был выделен миллиард рублей, в то время как сбор на капремонт с населения в 2014–2015 годах составил 96 миллиардов.

В итоге эти деньги у нас остались, но мы планируем сделать так, чтобы за счёт этих средств шло стимулирование кредитования на капремонт. Необходимо это для того, чтобы граждане не ждали по 10–15 лет, пока им заменят кровлю или лифт согласно срокам программы. Нужно создать ситуацию, чтобы можно было брать деньги у банков в счёт этих будущих платежей.

Кроме того, мы планируем стимулировать капремонт с элементами повышения энергоэффективности. Сегодня мы имеем огромный потенциал снижения платежа граждан за отопление. Обсуждается вопрос, если будет проведён капремонт в этих целях, то таким ответственным ТСЖ выдавать грант. Такой подход – это попытка стимулирования перехода домов из общего котла финансирования, на работу со спецсчетами по каждому отдельному дому. Но, к сожалению, у нас слишком много «молчунов», которые не готовы проявлять инициативу. Хотя по-хорошему дом должен быть объектом управления.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram