Аргументы Недели → Город М № 11(502) от 23.03.16

Субкультуру – в рамки

, 08:36

Уличное искусство, в том числе и граффити, – молодёжная субкультура, вышедшая из низших социальных слоёв. В последние годы этот альтернативный вид искусства неожиданно стал коммерцией. Один из ярких российских художников Дмитрий Аске начал курс бесплатных лекций современного искусства «RuArts». Он поделился с нами соображениями о том, что такое граффити сегодня и нужно ли его бояться.

В апреле прошлого года творческое объединение «Артмоссфера» и фонд в рамках «Проекта 64» провели первый аукцион произведений. Они были созданы уличными художниками и граффити-райтерами из России и Европы. По итогам аукциона были учреждены гранты, направленные на развитие и поддержку отечественного уличного искусства. По итогам открытого конкурса одним из трёх победителей стал проект московского художника Дмитрия Аске – цикл лекций о граффити и стрит-арте. Первая часть цикла, посвящённая граффити, будет проходить с 12 марта по 14 мая. Вторая часть, посвящённая уличному искусству, пройдёт осенью этого года.

Рисовать умеете?

Несмотря на молодой возраст, Дмитрий Аске решил поделиться накопленными знаниями с теми, кто интересуется этим видом искусства. Несколько лет он был главным редактором журнала о граффити, сначала печатного, а потом и электронного. Авторитетный художник граффити, как часто бывает в этой среде, не имеет специального образования. Он начал учиться на дизайнера, но закончил всего лишь один курс. Остальные знания получал самостоятельно. Для него главное – собственная мотивация и тяга к знаниям.

Я спросила как художник художника: «Вы рисовать умеете?» Он отвечает: «Рисовал с детства, прошёл начальное профильное образование». Уличное искусство по-прежнему не изучается в академических школах и институтах. Рисование баллончиками на стенах было и остаётся несерьёзным занятием для серьёзных художников. Видимо, поэтому граффити для Аске стало первым шагом к творческой карьере. Сейчас уличное искусство он создаёт из ностальгических соображений.

Следующая ступень – создание монументальной графики и многослойных рельефов из дерева. Художник выставляет свои работы в различных галереях. В ноябре в одной из московских галерей было куплено шесть картин. Из кусочков крашеной фанеры он создаёт рельефную мозаику. На создание картины тратится от двух недель до месяца. Разница между этими видами художественной деятельности – также в долговечности результатов. Рисунок на стене может долго сохраниться в том случае, если он написан на каком-нибудь заброшенном доме.

Картины Аске продаёт по 100–200 тысяч рублей. Покупают такие работы для личных коллекций. Иногда мастер создаёт серию произведений для ресторанов. Впрочем, по его словам, деньги – это не мотивация для творчества. Бизнес-проектами стали грешить очень многие художники граффити в Москве. Чистое творчество при этом уходит.

Одиночки

Заказчиками уличных работ бывают даже члены столичного правительства! В Москве постоянно проводятся конкурсы граффити, рисунки победителей подолгу можно увидеть на городских зданиях. Например, работу «Девушка с ключом» можно увидеть на здании №6 в Орликовом переулке. Под Строгинским мостом, где расположена велотрасса, – композиция с велосипедистами. Рисунки были созданы в рамках программы «Лучший город земли».

Строго говоря, «граффити» – это подпись автора, начертание букв. Этот вид деятельности также может называться монументальной живописью или оформлением. В Москве насчитывается несколько тысяч райтеров граффити. Как правило, это неформалы-одиночки. Заставить собраться по несколько человек их может только работа над новым произведением. Субкультурное сообщество делится на меленькие группы, разбросанные по микрорайонам. Для большинства райтеров граффити – это хобби, а зарабатывают они за счёт аэрозольного оформления на заказ.

Самые известные в Москве художники граффити – это группа «Зачем», Снэк, объединение «MOW». Они занимаются быстрым рисованием. Ближе к художникам – Алексей Лука, Анатолий Акуе, Озик. Зима и ранняя весна – не сезон.

Музыка их связала

Уличное искусство возникло в 60-е годы прошлого века в негритянских кварталах Филадельфии. В середине 80-х это течение попало в Европу. А в конце 80-х годов стрит-арт просочился даже в Советский Союз! Массовое увлечение этим видом искусства в нашей стране произошло в конце 90-х годов. Где пролегает граница между уличным искусством и хулиганством? Без бытового граффити не обходится ни один город или деревня мира. К бытовому граффити можно отнести и надписи на партах. Любопытно, что изначально эта молодёжная субкультура подавалась под музыкальным соусом – с брейк-дансом, хип-хопом, рэпом. Со временем движения дистанцировались друг от друга. Теперь художникам граффити вовсе не обязательно слушать рэп.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram