В издательстве «АСТ» вышла необычная книга-интервью «Детский лепет. Что нам рассказали дети знаменитых родителей». Книга «выросла» из одноимённой рубрики, которую наверняка помнят наши постоянные читатели.
- Лариса, как вам кажется, кому будет интересна книга «Детский лепет» в первую очередь?
– Это книга для взрослых – и для тех, у кого есть свои дети и внуки, и для тех, у кого их нет. Там очень много смешного, но много и серьёзного, важного. Дети говорят о любви, о взрослой жизни, о Боге, о предательстве. О том, что сегодня их волнует… Например, мальчик влюбился в девочку, а она не обращает на него внимания. Он мне рассказал об этом. И предположил, что её равнодушие – наверняка результат его плохой успеваемости. Кто же полюбит двоечника? И вот мы очень серьёзно, без всякого сюсюканья, выясняли, зависит ли любовь от того, пятёрки он получает или тройки. И если он сейчас станет отличником, то она его полюбит или нет? Тема на самом деле очень важная, ведь точно так же иногда рассуждают и взрослые люди, ставя себе или другим оценки.
– Во многих интервью дети делились с вами своим представлением о Боге. Чей вариант ответа поразил вас больше всего?
– Замечательный ответ дал Федя Мерзликин, старший сын артиста Андрея Мерзликина. Я у него спросила, наказывает ли его папа, на что он ответил: «Меня наказывает не папа, а Бог. Вот я сегодня укусил свою сестрёнку, а потом побежал, упал, и разбил коленку. Папа тут ни при чём, это Бог наказал». Или четырёхлетняя Ариадна, дочь Анастасии Волочковой, сказала, что Бог – это человек, только очень одинокий.
– Кстати, об одиночестве. Какое впечатление у вас сложилось об уровне счастья детей знаменитых людей? После прочтения некоторых интервью создаётся впечатление, что они практически не выходят из-за своих высоких заборов…
– Я бы не сказала, что все 60 детей, с которыми я поговорила, одиноко сидят за заборами, пока их родители предаются светской жизни. Исключения, конечно, были, но это именно исключения. Большинство детей были, наоборот, перегружены занятиями. Например, Маша Юмашева, внучка первого президента России Бориса Ельцина. У её родителей был период, когда в дочку «впихивалось» всё. Всё самое лучшее и качественное. Когда я спросила Машу, чем она занимается, она перечислила бесконечный список, в котором нашлось место и шахматам, и языкам, и верховой езде. Я поинтересовалась: кем же ты хочешь стать? Она ответила – лошадью или собакой, потому что ими никто не командует, они свободны в выборе своих занятий.
– С детьми какого возраста вам комфортнее было общаться и почему?
– Комфортнее всего общаться с детьми пяти-шести лет. Такой ребёнок уже понимает – раз к нему пришла взрослая тётя, надо с ней как-то вежливо поговорить. При этом в отличие от десятилетних он ещё не научился тётю обманывать, отвечать на вопрос правильным ответом, чтобы понравиться и тёте, и маме с папой. Они просто говорят, что они думают на самом деле. Дают абсолютно точные, естественные ответы на вопросы и не стесняются меня поправлять. Дети, как самые лучшие представители взрослого мира, если с чем-то не согласны, то обязательно об этом скажут. Например, одного мальчика я спросила: «Читаешь ли ты книжки?» На что он мне ответил: «Не читаю и вам не советую». Или, скажем, внучка Георгия Николаевича Данелия Аня поразила тем, что была готова мне всё подарить. В конце я спросила её: «Какая у тебя любимая игрушка?» На что Аня говорит: «Моя самая любимая игрушка – вон тот маленький дракончик, я без него не ложусь спать. Но если хотите, то я вам его тоже подарю».
– Поддерживаете ли вы отношения с героями этой книги?
– Благодаря «Детскому лепету» я приобрела новых друзей и укрепила старую дружбу. За всё время существования этого проекта не возникло ни одного конфликтного случая, все 60 текстов принесли всем только радость
К примеру, с Андреем Мерзликиным мы хорошие товарищи и даже будем делать общий театральный проект. Очень подружились с Любой Толкалиной. В частности, этому способствовало то, что её дочка Маша Михалкова оформляла эту книгу. Год назад Люба привела Машу в мою детскую театральную школу. Маша целый год занималась с нами, многие её идеи были использованы для сценографии спектакля «Дядя Стёпа», который стал лауреатом международного фестиваля в Польше. Сейчас Маша серьёзно занимается живописью.
Кстати, если бы не «Детский лепет», возможно, и не было бы этой студии…
– Почему?
– Именно этот проект натолкнул меня на идею её создания. Мне стали интересны чужие дети, их внутренний мир. Я вдруг поняла, что знаю, как сделать их жизнь творческой и интересной. Так появилась детская театральная студия «Школа игрового театра под руководством Ларисы Максимовой» при Московском государственном театре «Школа современной пьесы». Получается, что «Детский лепет» изменил мою жизнь. А может быть, и ещё чью-то...