Единую систему электронного обучения введут в столичных школах. Власти занялись разработкой специальной образовательной программы для компьютеров и планшетов. Только на старт проекта собираются потратить небывалую сумму – 200 млн. рублей. С нововведением у школьников будут не только электронные дневники, но и электронные домашние задания.
Чудо-доски дорогие
Сегодня в московских школах востребовано уже 160 тыс. компьютеров. Почти в каждом классе есть интерактивные доски. Сорок процентов столичных учебных заведений полностью отказались от бумажных дневников в пользу электронных, остальные используют пока и те и другие. Инициатор новой системы образования – Департамент информационных технологий – называет ряд преимуществ своего «детища». Инновации позволят эффективнее проводить уроки, делать домашние задания, словом, учиться в группе в режиме реального времени.
Для этого ресурс будет включать виртуальные учебники, задания и тесты, математические и химические формулы, карты, видео-, аудиоматериалы, фотографии, в том числе и трёхмерные модели. И главное – каждый родитель сможет следить за успеваемостью своего ребёнка.
Однако все эти чудеса техники город оплачивать не собирается. На пилотный проект городу выделили 10 вышеупомянутых устройств. Предполагается, что каждая семья обзаведётся новой электронной техникой самостоятельно. А между тем выделенная городом на проект сумма немалая – 200 млн. рублей!
– На планшеты средств не хватило. А деньги ещё нужно потратить на разработку самой платформы. Все мы знаем, как продвигаются у нас такие проекты. Половина средств пойдёт налево», – считает исполнительный секретарь политического комитета партии «Яблоко» Галина Михалёва.
– Эти цифры надутые. За такую сумму образовательную систему можно было бы воссоздать разом для всей страны! – соглашается заместитель председателя комитета по образованию в Госдуме Виктор Шудегов. – В американских вузах всех преподавателей, работающих на бюджете, обязывают выкладывать лекции на университетских сайтах. В результате студенты могут прочитать нужный им материал бесплатно в Интернете. Это намного упрощает процесс обучения и значительно экономит деньги государства.
Замена педагога
– Парадокс, но сотрудники Силиконовой долины отправляют своих детей учиться в школы, где нет ни одного компьютера. Там применяется Вальдорфская педагогика, суть которой развивать ребят через физическую активность и творческие задания, – рассказывает профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, членкор Российской академии образования Галина Солдатова. – Компьютеры изменяют высшие психические функции. Память начинает работать, как каталог, мозг запоминает не содержание книги, а место, где её искать на полке. Если у ребёнка рассеивается внимание, ему становится сложнее высидеть урок. И наконец, изменяется формирование личности. Например, на вопрос, к какой к социальной группе они принадлежат, дети с 12 лет отвечают: мы интернет-пользователи.
Эксперты сходятся во мнении, что с помощью новой образовательной системы дети могли бы навёрстывать пропущенные уроки. Это стало бы хорошим подспорьем, пока школьник болеет или принимает участие в спортивных соревнованиях и не может регулярно посещать школу.
– Качественное классическое образование никакие виртуальные нововведения не заменят.Настоящий учитель не просто даёт информацию, он ещё и воспитывает. И никакой компьютер пока не заменит его работу, – отмечает Виктор Шудегов.
Сегодня вырисовывается ситуация, когда учителям диктуют условия не известные учёные- методисты, а Департамент информационных технологий. Одна беда – власти не знают, как учить детей.
– Мы должны понимать, что планшет – это только вспомогательный инструмент для развития и коммуникации. Не нужно им заполнять всё свободное время ребёнка. Прежде всего родители должны беречь детей – ограничивать время работы с компьютером. И тогда их чадо вырастет психически здоровым, да и зрение не повредит, – говорит Галина Солдатова.
Миллионы на гаджеты
Школьное образование ни к чему перегружать электроникой. Её детям и дома хватает. По данным последних исследований в Москве каждый второй трёхлетний ребёнок пользуется планшетом или смартфоном.
– Если родителей кроме всех остальных поборов заставят ещё и планшеты покупать, это, конечно, сильно ударит по семьям с низким доходом. Например, малообеспеченные женщины с детьми. Они у нас самые незащищённые, – говорит Галина Михалёва. – Разумнее эти миллионы потратить на повышение квалификации учителей, на бесплатные кружки в спортивных секциях, индивидуальные занятия с неуспевающими учениками! Так было в прежние времена…