Аргументы Недели → Город М № 4(445) от 05.02.2015

Ларьки не в тренде

, 19:57

В Москве ожидается очередной массовый снос нестационарных объектов розничной торговли – ларьков и киосков. Дело в том, что у большинства предпринимателей 1 апреля этого года заканчивается договор аренды. Но, вместо того чтобы заняться элементарной пролонгацией, власти решили изменить дизайн всех палаток. А значит, новые сносы и очередные затраты вновь будут бить по малому бизнесу.

Модный приговор

Напомним, что столичная эпопея «Собянин и ларьки» началась ещё в 2010 году, когда новому градоначальнику досталось наследие в 14–22 тыс. (по разным данным) киосков. Многие из них были установлены с нарушениями, мешали пешеходам, водителям, общественному транспорту – в целом причин и поводов для сноса у московских властей было предостаточно. Однако за простым наведением порядка в сфере мелкорозничной торговли скрывалась банальная борьба с малым бизнесом.

К лету 2014 года в столице осталось всего 7,7 тыс. объектов нестационарной торговли. Ещё в 2012 году многие из них продлевали срок договора аренды, который вот-вот истечёт. Однако тогда власти поставили жёсткие требования к внешнему виду нестационарных объектов розничной торговли. Предпринимателям деваться было некуда, и они начали закупать и устанавливать на свои деньги новые ларьки. По словам бизнесменов, на установку киоска, который бы удовлетворял требованиям Москомархитектуры, приходилось тратить от 300 тыс. до 1 млн. рублей – в зависимости от внутреннего оборудования ларька (кондиционеры, холодильники и т.д.). Многим даже приходилось брать кредиты под такое дело.

Теперь столичные власти снова решили обобрать малый бизнес до нитки – главу Департамента торговли и услуг Москвы Алексея Немерюка опять не устраивает внешний вид киосков. Поэтому город отныне будет сам заказывать палатки и устанавливать их, а предприниматели, если не хотят остаться безработными, будут покупать их у города. Предполагается, что первые 100 ларьков с единым дизайном появятся уже в апреле-мае и стоить они будут около 0,9–1 млн. руб. за киоск площадью 6 кв. м и 3 млн. руб. за павильоны
100–150 кв. метров. Любопытно, если в столице, по словам властей, так не хватает площадей под торговлю, то куда решили запихивать такие павильоны?

В чём же проблема?

Прежде всего основная беда новых пожеланий от Департамента торговли заключается в том, что оно абсолютно несвоевременно и в очередной раз не к месту. Глава России говорит о том, что в такие сложные, кризисные времена необходимо поддерживать малый и средний бизнес в России, делать всё возможное, чтобы не рос уровень безработицы и т.д. Но столичное правительство живёт, очевидно, в совершенно ином измерении. Либо С. Собянин когда-то попросту отравился шаурмой в палатке, и теперь будет мстить всей мелкой рознице до конца жизни.

Как иначе можно объяснить то, что палатки, которые покупались и делались под стандарты Москомархитектуры всего три года назад, необходимо вдруг менять на новые?! Они не пришли в негодность, не разваливаются. От нового же дизайна реальной пользы никому не будет – неужели сейчас человек не отличит по соответствующим надписям, где мороженое продают, где прессу, а где хлеб?

При этом поражает очевидное лицемерие властей. За такие новые торговые места придётся вновь биться на аукционах, якобы в честной и открытой борьбе. Однако уровень коррупции на них достаточно велик. Зачастую цена последующей перепродажи подобного торгового места в прошлые годы достигала заоблачных сумм до 300 млн. рублей! Такая ситуация стала возможной из-за того, что после 2011 года, когда кампания по сносу ларьков оставила 50 тыс. человек безработными, спрос у предпринимателей на места под размещение нестационарных торговых объектов значительно начал превосходить предложение.

Судя по всему, у столичных властей нет даже чёткого плана по оснащению столицы новыми, выполненными по всем «евростандартам» палатками. Изначально сообщалось, что свежие киоски заменят старые за 6–9 месяцев. Сейчас уже появилась информация, что это произойдёт в 2016 году. Вдобавок нет чёткого плана по изменению специализации торговых точек (будут ли там и дальше продавать мороженое или только прессу), их расположению и т.д. Да что там говорить, если правила игры меняются внезапно всего за несколько месяцев до окончания договоров аренды, без обсуждений с теми же предпринимательскими сообществами. Когда нет реальной стратегии развития малого бизнеса в Москве, то о каком наведении порядка может идти речь?

Единственное новшество, которое принесут киоски от столичных властей, – это венденговые аппараты, сделанные в форме больших ларьков. Принцип работы такой же, как у их младших собратьев. Впрочем, об их размещении в городе вместо обычных палаток говорили ещё в 2013 году, когда были выборы мэра города. С тех пор какой-то конкретной информации по их установке так и не появилось.

Деприватизация бизнеса

Ещё одним ударом по малому бизнесу в Москве стал Закон «О торговом сборе», который приняли столичные депутаты в конце прошлого года. Согласно ему, с 1 июля 2015 года предприниматели должны будут ежеквартально платить определённую сумму за право ведения собственного бизнеса. Зависеть же он будет от площади объекта, его расположения и вида торговли.

Вот только в сегодняшних экономических реалиях он оказывается дополнительным бременем, которое ляжет на плечи именно малого бизнеса. А вот крупные сетевики, которые работают на больших торговых площадях, наоборот, только выигрывают от введения торгового сбора. Своим мнением по этому поводу поделился председатель комитета по бытовому рынку МГО «Опоры России» Сергей Рак:

«Изначально торговый сбор преподносился как средство, которое позволит уравнять конкурентные условия среди тех, кто платит налоги и тех, кто совсем их не платит. Поэтому решили ввести стандартный сбор для всех объектов площадью меньше 50 кв. метров. По мнению властей, именно они недоплачивают казне. Для крупных же магазинов с территорией больше 50 кв. м дали существенные скидки. В итоге получилось, что для мелкой розницы в год такой торговый сбор обходится в 162 тысячи рублей. В ЦАО ещё больше – 324 тысячи рублей – для киоска размером 6 кв. м выходит 54 тысячи рублей за каждый метр. А для больших магазинов в ЦАО за каждый метр сверх 50 кв. м наценка всего 200 рублей в год. Где же здесь равные условия?».

Получается, что последние пять лет власти в городе занимаются только тем, чтобы любыми методами уничтожить малых и средних предпринимателей и попросту начать комфортное для столичной администрации сотрудничество с сетевыми магазинами.

Что же касается киосков и палаток, то здесь налицо банальная деприватизация бизнеса и передел рынка. Именно такие настроения сейчас среди предпринимателей. Иначе как объяснить все действия властей? На самодурство это не похоже. Сейчас за бюджетные деньги понастроят новых киосков. То есть надо будет потратить ещё около 7,7 миллиарда! Затем выгонят со своих мест малый бизнес. А новые ларьки попросту передадут в управление какому-либо лицу, близкому к властям. И будут отдельные личности продолжать зарабатывать огромные деньги на аренде помещений.

Странно, что в то время, когда в стране все обсуждают антикризисные планы, когда Минэкономразвития и Владимир Путин заявляют о том, что государство должно, наоборот, начинать помогать малому предпринимательству, в московском правительстве ведут откровенный саботаж!

И что самое удивительное, в отличие от крупных игроков малый бизнес не кричит, мол, дайте денег, поддержите, а хочет лишь одного – чтобы их перестали бесконечно кошмарить. К слову, вести о тотальном сносе малого бизнеса не только в столице, но и в регионах дошли и до правительства РФ. Проблема будет вынесена на заседание Госсовета, который состоится в марте. Получается, что раз уж с киосками в Москве приходится разбираться аж самому президенту, то зачем тогда в столице нужны мэр города и Департамент торговли и услуг?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram