В столичных медучреждениях уже начали консультировать пациентов по телефону. Также в скором времени врачи обещают появление «виртуального госпиталя», который позволит следить за состоянием больных на расстоянии. Для этого специалисту нужно будет просто войти в скайп. Но все ли нововведения одинаково полезны?
Знакомо ли вам такое «хождение по мукам»: вы приходите в поликлинику, врач направляет вас к другому доктору, который как назло принимает только на следующий день, и так вы вынуждены приходить в медучреждение снова и снова?
Многие москвичи до сих пор задавались вопросом: почему сфера столичного здравоохранения так упорно игнорирует прогресс? А ведь, казалось бы, он так нужен именно в больницах и поликлиниках!
Например, введение «электронной регистратуры» оказалось удачной идеей: талоны самозаписи из автомата действительно сделали очереди в медучреждениях короче. Но как обстоят дела с другими новшествами?
«Ай, болит!» – по телефону
Совсем недавно, в конце этого лета, в столице появилась возможность консультироваться с врачами по телефону. Предполагается, что услуга поможет существенно сэкономить всем время. Назначать лечение посредством такой связи врачам запрещено, но они могут записать больного к нужному специалисту.
Так, теперь не обязательно идти в поликлинику, чтобы получить необходимое направление. Достаточно рассказать терапевту по телефону о том, что вас беспокоит, и прийти на приём уже к нужному специалисту, например к гастроэнтерологу или кардиологу. Также можно узнать, как справиться с повышенным давлением или лёгким недомоганием.
В поликлиниках уже ведётся учёт всех обращений, а телефонные разговоры записываются. Но всё ли так радужно? «Я уверен, что эта услуга существенно облегчит жизнь москвичам! Главное, чтобы пациенты могли чётко формулировать свои жалобы, а врачи на телефоне были внимательны и профессионально подкованы», – считает Максим Петров, врач одной из столичных поликлиник.
На грамотность медработников уповает и Андрей Хромов, председатель «Общества защиты пациентов». «Врачи и при очном приёме не всегда ставят правильные диагнозы, поэтому, боюсь, что телефонные консультации приведут к увеличению медицинских ошибок. Пациенты часто озвучивают лишь поверхностные проблемы, и направлять человека к какому-то специалисту без предварительного осмотра – абсолютно неправильно. Например, пациент жалуется, что у него колет в боку. Но это может говорить о заболевании и позвоночника, и желудочно-кишечного тракта, и о проблемах в гинекологии. Так куда же отправлять человека?»
Вопрос врачебных ошибок сегодня стоит очень остро. По мнению медицинских работников, нововведение лишь усугубит проблему. А ведь 90% заболеваний можно вылечить, если вовремя и правильно поставить диагноз. К тому же по телефону будет консультировать, скорее всего, один специалист. И дозвониться в поликлинику можно тоже по одному-двум номерам. А значит, телефон будет почти всегда занят!
«Я считаю, что нам необходим единый call-центр, ведь речь идёт о миллионах обращений», – полагает Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов».По мнению эксперта, такая единая служба должна ещё оперативно работать со «скорой», ведь в некоторых случаях кому-то может понадобиться неотложная помощь. «Например, звонит человек и жалуется, что у него уже несколько дней боли в груди. Он спрашивает: надо или не надо обращаться к врачу? Скорее всего, в этом случае доктор на телефоне посоветует вызвать «скорую» или сделает это сам».
Только цифры
По данным ООН, население Москвы на 2014 год составляет 12 млн. человек.
Ежегодно в Москве рождается около 136 тыс. детей.
Количество врачей в России в два раза меньше, чем необходимо по нормам Всемирной организации здравоохранения.
По заявлению врачей, самой частой причиной смерти в нашей стране являются сердечно-сосудистые заболевания.
За прошлый год объём платных медицинских услуг в России увеличился на 15%.
В нашей стране всего 10% населения пользуется только бесплатной медициной.
«Виртуальный госпиталь»
В ближайшем будущем жителей столицы ждёт ещё одно новшество в сфере здравоохранения. К концу года в Москве может появиться «Виртуальный госпиталь». Сегодня этот проект обсуждают в Городской клинической больнице №64.
Новая онлайн-система позволит врачам наблюдать за состоянием здоровья пациентов на расстоянии. Одна из главных целей «больницы будущего» – дистанционно наблюдать за больными в послеоперационный период. Круглосуточный контроль будет осуществляться с помощью специальных браслетов. Аппарат будет считывать и передавать врачу все важные показания: пульс, температуру, давление, уровень сахара в крови. Это позволит оперативно отреагировать и оказать необходимую помощь, – например, доктор сможет дать совет по скайпу или назначить внеплановый осмотр.
«Повышенная температура может говорить об инфекционно-воспалительном процессе в организме, и благодаря нововведению врач сможет оперативно назначить антибиотики. В отличие от телефонной консультации в этом случае хирург уже знает диагноз пациента, находится в курсе того, какое лечение было проведено и что происходит с больным. «Виртуальный госпиталь» может позволить обследовать человека после выписки и следить за его состоянием», – уверен Андрей Хромов. Сегодня нельзя с уверенностью сказать, что все инновации в сфере здравоохранения пойдут на пользу москвичам. Но, как и при достижении любой цели, на пути возможны ошибки и неудачи. И в первую очередь всё зависит от врача, а не от средства связи.