Похоже, москвичам в скором будущем вместо обещанного канадского предстоит тестировать польский трамвай. История с поставкой 120 скоростных низкопольных составов получила новый виток в развитии. Неслучайно, видимо, не заладилось у Москвы с тендером. Напомним, что результаты первого аукциона, проводимого московским правительством, были аннулированы.
Не допущенные к участию разработчики подали в суд, поскольку заподозрили в «подогнанности» технического задания под конкретную модель одного крупного французского поставщика. Второй тендер закончился в конце декабря прошлого года победой дочерней компании Уралвагонзавода – Уралтрансмаш. Правительственные порталы сообщали, что «заявка подавалась совместно с канадским концерном Bombardier, однако в реальности канадцы, которые по факту сидят в Берлине и чьи заводы находятся в Европе, лишь заключили соглашение о взаимопонимании. Стало быть, это была лишь предварительная договорённость о сотрудничестве. Но вот как раз взаимопонимания и не случилось! Буквально на днях стало известно о новом партнёре Уралтрансмаша.
В немецком представительстве несостоявшихся компаньонов нам сообщили о вынужденном разрыве соглашения. Причина – невозможность выполнить заданные работы в срок. Составы необходимо было доработать, привести в соответствие с требованиями заказчика и 70 штук поставить на рельсы уже в 2014 году. И ещё 50 – в 2015-м! Немцев просто-напросто загнали в угол, задав невыполнимые временные рамки, и они вынуждены были отказаться от прежних договорённостей.
Но «свято место пусто не бывает», и польская PESA быстро заняла позиции не только канадских, но и французских конкурентов по первому тендеру. Поляки готовы справиться с любыми требованиями – очевидно, с ними нашим управленцам оказалось проще договориться. Кстати, о каком бюджете теперь идёт речь, неизвестно. Напомним, что, согласно тендеру, Уралвагонзавод должен уложиться в 8,5 млрд. рублей, что на момент торгов соответствовало 211,5 млн. евро. Не раскрываются и прочие условия договора.
Поскольку москвичи плохо разбираются в технических новшествах, можно предположить, что вместо обещанного кондиционера может быть встроена обычная вентиляция. Именно так, «по последнему слову техники», оборудованы, к примеру, скоростные экспресс-электрички, курсирующие по маршруту Москва – Железнодорожный. Мы с вами не избалованы комфортом и разницы не замечаем, обливаясь потом в «суперсовременных» вагонах.
Буквально накануне разрыва тендерного соглашения о поставке 120 трамваев Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель на промышленной ярмарке в Ганновере внимательно осмотрели именно кабину вагона Flexity оставшегося не у дел канадского производителя. На сегодняшний день грандиозные планы Bombardier на участие в работе над усовершенствованием московского общественного транспорта ограничиваются лишь соглашением на поставки метровагонов. Снова никаких гарантий?
Бюджет пустили по рельсам
Cкладывается мнение, что московский бюджет сегодня делят с ещё большей активностью при полном отсутствии контроля. В то же время ситуация и в Германии относительно сговоров между крупными концернами не намного лучше. Существенное отличие одно – в Европе, несмотря ни на какую коррупцию, процессы благоустройства города идут, с каждым годом люди живут в более комфортных условиях, инфраструктура развивается по определённому плану. И время от времени эти концерны попадают под прицел антимонопольных служб, вследствие чего им зачастую приходится расставаться с доходами.
Так, в начале нынешнего года немецкая газета «Зюддойче Цайтунг» сообщила о раскрытии картельного сговора сети крупных сталелитейных концернов, среди которых больше всех отличился Тhyssen-Krupp. К слову сказать, недавно московское правительство доверило этой компании поставку эскалаторов для столичной подземки, однако никаких конкретных данных о контракте, включая сумму заказов, не раскрывается.
В Германии сталелитейщики договаривались о цене на рельсы, соединительные пути и прочую продукцию из металла. Причём чем крупнее заказ, тем он интереснее для мошенников. Правоохранительным органам удалось выявить более 100 случаев обмана заказчиков, в основном речь идёт о муниципальных транспортных предприятиях, которые, однако, в скандалах замешаны не были. Банда заговорщиков на протяжении десятилетий обманывала своих заказчиков, среди которых и Берлин, и Мюнхен, и Лейпциг, и Эрфурт. В результате сговора им удавалось распределять заказы между собой с максимальной для себя выгодой, устанавливая свои цены на металл. К сожалению, за давностью лет многие махинации невозможно доказать, и они останутся безнаказанными.
Вот и Москва работает с несколькими поставщиками одновременно. Одним отдают трамваи, другим – метро, третьим – электрички. А мы, москвичи, получаем сплошь недоделки, да за «непонятные» деньги. А ведь, казалось бы, такая блестящая идея – привлечь иностранного поставщика, используя при этом свои производственные мощности. Такое совместное производство в принципе позволяет модернизировать внутренние ресурсы отставших за годы простоя российских производителей. На деле же всё оборачивается борьбой за лакомый кусок. Но, может быть, ещё не всё потеряно, и нам, по крайней мере, объяснят смысл перемены коней на переправе?
Трамвай желанный
Сегодня лишь остаётся констатировать, что политика государственных предприятий по отношению к представителям СМИ продолжает соответствовать духу советского времени. Совершенно «кондовый» сайт Уралтрансмаша гласит: «Мы искренне рады видеть вас на нашем официальном сайте и готовы к установлению конструктивного взаимовыгодного диалога». Однако диалог с прессой, а значит, и с населением явно не считается взаимовыгодным.
Московский трамвай – его проклинают автомобилисты, но боготворит «старая» Москва, пред ним преклоняются фотографы и художники, железный житель нашего города сыграл не одну главную роль в художественных произведениях классиков. Несколько десятилетий назад мы уже было распрощались с трамваями, наивно полагая, что данный вид общественного транспорта уходит в небытие. Но жизнь распорядилась иначе, и трамвай постепенно возвращает свои утраченные позиции.
Как ни парадоксально, тенденция пришла с Запада, где и власти, и население давно осознали все преимущества наиболее экологичного и безопасного вида городского транспорта. Удивительно, но на узких улочках старых европейских городов наземная железная дорога не вызывает раздражения и не становится причиной возникновения пробок. А Правила дорожного движения в сочетании с грамотным оборудованием остановок исключают всякую опасность для обывателей, спешащих попасть в трамвай. Дело в том, что, когда к остановке подъезжают вагоны, для водителей, во избежание несчастных случаев, загорается красный свет. Любителям московских трамваев остаётся только ждать, когда же новое столичное правительство даст трамваям зелёный сигнал.